Как сделать виральный курс
на тему комплаенс
Кейс о том, как мы подняли общую вовлеченность на обучающей платформе VK за счет креативной упаковки одного курса
Как креативный курс
с интерактивами повысил интерес
к обучению и стал виральным
Кодекс корпоративного поведения VK. Десять правил. Да какие с ними могут быть сложности? Тем более что у компании уже была понятная презентация, а в ней всё что нужно: «Относитесь друг к другу бережно», «Сообщайте о нарушениях», «Избегайте конфликта интересов».
Привычный дизайн, привычные тексты. Но курс на тему комплаенс, в котором говорится о соблюдении законодательства, VK решили подать в креативной и при этом более структурированной форме, логично изложить все требования, которых немало. И сделать контент вовлекающим, что подразумевает креативную упаковку, сторителлинг, яркий дизайн и интерактивы.
Мы вместе с VK создали курс с двумя главными персонажами — героем и антигероем. Упаковали десять правил Кодекса в формат комиксов с историями-ловушками.
Задача участника обучения — с достоинством пройти все испытания и соблюсти Кодекс корпоративного поведения, ведь VK — за честный бизнес.
Как всё это получилось воплотить — рассказываем в кейсе.
Спойлер: оба курса (откуда взялся второй — узнаете дальше) стали топ-2 среди всего обучения на платформе по завершаемости.
VK Сити живет по правилам
— понятная механика и структура каждого урока;
— вовлекающая геймификация;
— жизненные кейсы-загадки;
— взрослый стиль коммуникации.
Новая версия курса началась
с концепции VK Сити, которую одобрила фокус-группа сотрудников VK. Не будем держать интригу, расскажем сразу, что сработало (по мнению опрошенных):
Мы сохранили суть обучения и бережно обошлись с контентом, который в силу специфики темы нужно доносить точно и понятно. Сам процесс изучения Кодекса сделали проще и увлекательнее.
В черном-черном городе VK Сити на черной-черной улице жил обаятельный кот-злодей по имени Шутник. Город, конечно, выдуманный, и все истории, и контент, и Шутник тоже. Но такой герой «выдумался» не сразу.
Как использовать антигероя для целей курса
Было несколько разных концептов, мы прицеливались, примеривались, чтобы попасть с идеями в аудиторию. В итоге выбрали персонажа фокус-группой.
Сова комплаенс
Кот-злодей Шутник
Мудрая птица. Поможет справиться с трудностями и разрешить сложные этические вопросы. Всегда придет на помощь.
Ловкий и обаятельный манипулятор Шутник умеет подкидывать непростые задачки. От твоего выбора будет зависеть судьба коллег, успех проекта или репутация нашей компании.
Чтобы получить совет, защиту и поддержку вне рамок VK Сити, обращайся в Отдел комплаенс. Мы не летаем, но помогаем.
Уверены, ты справишься!
Главными персонажами курса стали кот Шутник и Сова комплаенс. А вот и они!
Почему мы не ограничились только положительным персонажем: кот — подстрекатель и манипулятор — возник как инструмент, чтобы показать «неправильное» поведение и его последствия.
Благодаря тому что в тексте два противоборствующих персонажа, у участника обучения появляется выбор — на чью сторону встать? И наша задача — показать, что на темную сторону вставать опасно. Во время чтения комиксов участник постоянно взвешивает, оценивает и в итоге принимает решения от своего лица, а не от лица одного из выдуманных персонажей.
Антигерой вступает с читателем в прямой диалог:
  • Как поступишь ты?
  • Что ты выбираешь?
  • По какой дорожке ты пойдешь сегодня?
Это дает больше погружения в интерактив и снижает сопротивление при прохождении курса: далеко не каждый человек захочет ассоциировать себя с вымышленным персонажем.
Преимущества антигероя
Шутник — краш или кринж?
И то и другое! Антигерой-искуситель Шутник получился предприимчивым и жуликоватым (кот есть кот, чему удивляться). Сюжет комикса наполнился выдуманными ситуациями: Шутник открывал онлайн-казино, торговал алкоголем в соцсетях, брал на работу родственников, пытался цапнуть пользовательские данные, подкупал сотрудника горячительным молоком, выпытывал инсайдерскую информацию и подбивал на всякое:
Мурк, кто это у нас тут такой грустный? Честно, прозрачно, по закону — это только в кино такое бывает. А с живыми людьми надо как я: подойти так мягко, о ногу потереться, поурчать… Не умеешь урчать? Это же метафора была!
В общем, мастер-класс по коммуникациям у меня стоит дорого, не проси. Но помочь вашему горю я могу. Знаю человека, который может замолвить словечко в ведомстве. Только чур и ты мне поможешь. Мур?
Она выступала на светлой стороне, не позволяла Шутнику заморочить голову участнику курса, бдила и делилась мудрыми советами:
А что же делала Сова комплаенс?
Услышав материальную непубличную информацию, отец девушки тоже становится инсайдером и не должен совершать каких-либо сделок с ценными бумагами VK до того момента, как эта информация станет общедоступной. Иначе этот человек может быть уличен в инсайдерской торговле.
Три составляющих «живого» контента: юмор, истории и интерактив
Кроме персонажей мы использовали еще несколько приемов, чтобы увеличить вовлеченность, удержание и доходимость на курсе.
Про юмор всё понятно, его в курсе было много:
Исследование: эмоциональное состояние влияет на запоминание информации. Смотреть
Елена Сергевна
Так вот, Елена Сергевна наотрез отказалась дальше закрывать глаза на всякие шероховатости и принимать подарки. Фыррр, это уже называется гладить против шерсти!
Неделю назад я выслал ей с курьером пару бутылок элитного шампанского и корзину деликатесов. Ее неприлично этичная дочь (наверняка она собачница) спросила, от кого такой щедрый подарок. А потом объяснила, что какие-то услуги в обмен на
подношения — это конфликт интересов. В общем, испугалась Елена Сергевна, стыдно и неудобно ей стало. Нормально же общались, чего она начала.
Придется выпустить коготки и намурчать ее руководству о том, что эта женщина любит дорогие подарки и любит их небезвозмездно. Я уже накатал анонимное письмо. Классно придумано, да?
А вот про два других компонента расскажем подробнее.
Шутник явно что-то имеет против собачников
До того как мы создали курс, обучения правилам комплаенс как такового не было, оно представляло собой документ для ознакомления в PDF-формате.
Так и здесь. Курс, в котором сотрудника учат делать правильный выбор, по умолчанию должен содержать конкретные примеры. Мы решили рассказать о правилах не просто в теории, а на рабочих ситуациях, которые иногда могут быть неоднозначными. Например, когда сотрудник принимает на работу родственника или партнер делает ему подарок, рассчитывая на преференции в будущем.

Как советовал Стивен Кинг: «Не рассказывай, показывай!»

Каждое правило кодекса мы демонстрировали через кейсы, которые придумали специально под наших героев.
Жизненные ситуации: кейсы, которым веришь
Когда меняли упаковку курса, мы добавили в него истории. И не только потому, что они делают контент более увлекательным и запоминаются лучше. Комплаенс — это решения и их последствия, это инструмент защиты от рисков. Вспомните, как учили правила дорожного движения: были бы они понятны без задачек типа «Кто из водителей нарушил правила стоянки»?
Для интерактива мы придумали несколько форматов, через которые читатель может «условно» влиять на сюжет, выбирая разные действия. А для проверки знаний использовали квизы и опросы.
Курс получился легким и понятным, а вот его создание от идеи до готового продукта было делом непростым. Менялись герои, их tone of voice, визуальное отображение.

Мы нашли разные форматы тестов и квизов, чтобы читателю не наскучило «играться» с сюжетом и проверять знания. Истории, интерактивный контент, проверка знаний с разноплановыми квизами помогли еще больше вовлечь участников. Курс стал виральным: им делились, делали фанатские стикеры с персонажами, что в конечном итоге повысило интерес к обучающей платформе Стади в целом.
Интерактив — классный способ превратить участника курса из просто слушателя в главное действующее лицо.
Читатели влияют на сюжет
Слово тем, кто устоял перед соблазнами Шутника!
Когда участники курса создают стикерпак по его мотивам и с его персонажами — это точно успех:
Герои снова в деле: курс по антикоррупции
Когда VK решили, что курс по антикоррупции им тоже нужно обновить, они снова пришли к нам.
Главным героем, как и в большом курсе по Кодексу поведения, стала Сова комплаенс — признанный эксперт в этических и правовых вопросах бизнеса. А вот Шутник исчез, и это логично: тема антикоррупции очень серьезная, и здесь лучше не заигрывать со злодеем.

Цели были те же: донести до участников важную информацию и сохранить вовлеченность за счет добавления увлекательных элементов.

Формат курса: пять разделов с теорией и тест к каждому разделу.

Курс получился более сдержанным, зато остались истории с придуманными сюжетами. Например, про то, как ноутбук от партнера в подарок на Новый год может стать неприятным сюрпризом.
И пусть наша Сова и ее блог вымышленные, но подписчики были настоящие — участники курса. Блог персонажа стал креативным элементом, который может повышать вовлеченность даже в такой серьезной теме, как антикоррупция, со штрафами и статьями законов.
Сова обзавелась собственным блогом и несколькими тысячами подписчиков.
Первый пернатый блог о коррупции
Сова все видит 
Привет, подписчики!
Я Сова комплаенс, эксперт по этичному ведению бизнеса. Каждую ночь уже много лет я вылетаю на борьбу с нарушениями деловой этики. Часто вспоминаю, как мне удалось поймать за шкирку кота Шутника* — главного нарушителя спокойствия в наших краях. Где он сейчас, кому усы крутит?
Записи сообщества
Подписчики
1345
Первый пернатый блог о коррупции
Вы подписаны
Пять советов заказчику корпоративного обучающего курса
Над проектом работали:
VK
Тру
Юля Максина
Основательница и главный внутренний клиент Тру
Марина Войтович
Креативный директор и главный редактор
Александр Гридасов
Автор
Диана Бутко
Арт-директор
и дизайн-редактор
Диана Князева
Лиза Москадынова
Дизайнер
Иллюстратор
Саша Петров
Продакшн
Настя Нечай
Проджект
Отдел комплаенс
Настя Бочарникова
Проджект
Хотите обновить и креативно переупаковать курс — пишите Юле