Сделали десять курсов сразу: проект для Альпина Диджитал

Замахнулись на библиотеку из десяти мультиформатных курсов по навыкам будущего
Альпина Диджитал — экосистема, которая объединяет несколько сервисов для корпоративного обучения: лекторий, академию, библиотеку, лабораторию.

На платформе уже собрано большое количество образовательного контента, есть модель по подписке с бизнес-курсами для сотрудников крупных компаний. Заказчику требовалось в короткие сроки добавить в каталог сразу несколько качественных курсов по мягким навыкам, сделанных в современном подходе, методологически выверенных и увлекательных для студентов.

За этим команда сервиса обратилась к нам.
Альпина Диджитал — образовательная экосистема
Цели проекта:
  • дополнить библиотеку сервиса курсами по «навыкам будущего»;
  • укрепить лояльность аудитории к продуктам Альпина Диджитал;
  • усилить желание пользоваться сервисом чаще и продлевать подписку.

Особенности площадки

Альпина.Лаб, или «Лаборатория гибких навыков», — платформа с готовыми курсами. Это своего рода конструктор, который можно подстраивать под конкретные задачи: выбрать из пула предложенных решений курсы, актуальные прямо сейчас, и назначить их командам или конкретным пользователям. Среди 40+ курсов есть что выбрать и для новичков в команде, и для опытных сотрудников: прокачать навыки переговоров и продаж, критического мышления, личной эффективности, публичных выступлений.

Образовательный контент платформы направлен на массовое обучение, и такой подход как будто не совсем стыкуется с тем, что мы обычно делаем. В наши проекты заложено глубокое исследование аудитории, понимание уровня подготовки участников, выбор форматов и приемов вовлечения, релевантных целям конкретного проекта. И даже персонажей мы создаем с учетом попадания в аудиторию (не просто так на интервью в начале проекта расспрашиваем участников про хобби и любимые сериалы).

Оказалось, что всё это применимо и для массового обучения: универсальный курс не значит «плоский», поверхностный и безжизненный.

Особенности проекта

Помимо универсальности, нам предстояло учесть:

Объём и сроки. Для создания десяти курсов нужны серьезные контентные мощности и четкая организация работы. Мы продолжали работать над другими проектами, поэтому было важно «не уронить мячики» и не допустить выгорания команды.

Темы курсов. С одной стороны, это обучение self-навыкам вроде амбициозности или самомотивации — его нужно было сделать практичным и дать возможность участникам оценить свой прогресс. С другой — непростые темы вроде цифровизации или управления проектами, в которых контента наберется не на один, а на добрый десяток курсов.

Баланс между глубиной и прописными истинами. Насколько, например, актуальна типология DISC в теме про самомотивацию? Кто-то скажет: «Интересно, не знал про такое», а кому-то этот «диск» уже набил оскомину.
  • Восторженный
    Вау, и всему этому удалось найти решение?
  • Скептик
    Что ж, прекрасно, если так, но я бы не забегал вперед.
  • Гуру
    Давайте продолжим, сейчас всё узнаем.
Сделаем небольшую паузу, чтобы познакомиться с героями. Восторженный, Скептик и Гуру — три персонажа курсов, которые нам так полюбились, что попали в кейс. Почему их так зовут и какие задачи они выполняют в проекте — расскажем чуть позже.

Решение

Мы предложили проверенный и рабочий подход:
  • крепкая методологическая база;
  • структурированный контент с легким и понятным tone of voice;
  • мультиформатность для максимального вовлечения;
  • проработанная концептуальная упаковка.

Для клиента это был новый формат курсов: с контентом небольшого объема, концентрированным и вместе с тем хорошо проработанным, с простыми инструментами, которые можно легко внедрить в работу.

Продуманная программа как фундамент проекта

Работу над курсами начали с разработки программы. Мы опирались на несколько «точек отсчета».

Первая — результаты исследования на основе кастдевов (глубинных интервью с пользователями), которое клиент провел еще до начала проекта. Как вы знаете, проект посвящен мягким навыкам, и исследование помогло выделить в каждом навыке мини-компетенции и результаты, которые необходимо учесть в программе. Например, навык амбициозности декомпозировали на целеполагание, принятие решений, проактивность, ответственность за результат.
  • Марина
    Креативный директор Тру
    Наш опыт в создании корпоративного обучения тоже сыграл свою роль. Например, один из самых востребованных сейчас навыков — эффективное управление проектами, по которому мы уже сделали несколько курсов. Этот опыт аккумулировался в четкое понимание, какие конкретно аспекты в теме управления проектами актуальны, на чём сделать фокус, и позволил построить программу обучения исходя в том числе из этого понимания и опыта.
Вторая точка отсчета — уже имеющийся на платформе клиента контент. Новые курсы должны были встроиться в него органично и методологически выверенно: если по какой-то теме материала нет, то раскрыть ее на базовом уровне; если контент по теме уже есть — пойти в бОльшую глубину и проработку.

Учитывая вводные, разработка и согласование программы потребовали нескольких итераций. Это уменьшило риск дисконнекта с клиентом, когда у него свое видение проекта и его наполнения, а у нас — свое.
В итоговую версию программы вошли десять курсов:
1
Клиентоориентированность, клиентоцентричность.
2
Эффективное управление проектами.
3
Амбициозность, инициативность.
4
Гибкость, адаптивность.
5
Открытость мышления.
6
Стратегическое мышление.
7
Цифровизация, цифровая трансформация.
8
Самомотивация.
9
Ответственность, результативность.
10
Постоянное развитие и наставничество.
Превью курсов в Альпина.Лаб
В курсы по мягким навыкам добавили преамбулу с расшифровкой понятия «self-навыки», тем самым обозначили связанную структуру продукта. Десять курсов составляют единый обучающий контент, и вместе с тем они автономны.

Системность помогла найти баланс между объемом и глубиной материала и избежать пересечений в контенте. Например, понятие «lifelong learning» раскрывается и в теме про открытое мышление, и в теме про адаптивность. Чтобы слушатель, проходя обучение, не встречался с одним и тем же блоком информации, мы в одном курсе объясняли понятие полностью и подробно, а в другом давали отсылку к этому объяснению.
Программа курса «Амбициозность, инициативность»

Вовлекаем через архетипичных персонажей

В разработке дизайн-упаковки мы решили сделать акцент на эмоциональной составляющей и креативности. При этом не использовать персонажей массовой культуры, а создать что-то уникальное.

Поскольку проект рассчитан на широкую аудиторию самого разного возраста, мировоззрений, культурного бэкграунда, важно было обойтись без потенциально спорных и небезопасных отсылок.

Придумывание креативной концепции в Тру — процесс творческий, но регулируемый. Час мозгоштурма — и у нас есть куча идей с персонажами вроде антропоморфных Байкала, Лахты и Камчатки.

Настоящая вау-идея пришла позже, на следующем мозгоштурме: разобрать знак Альпины до трех элементов и «очеловечить» их.
Получились интуитивно понятные персонажи, которые поддерживают педагогический дизайн программы. Герои релевантны learning journey map (LJM — карта пути обучения, помогает взглянуть на образовательный продукт с точки зрения пользователя и его потребностей): они озвучивают сомнения или вопросы читателя, управляя его вниманием.

Мы заложили в персонажей типичные реакции и черты пользователя — скептицизм, любопытство, вдумчивость, — так, чтобы участники курса могли узнать себя и свои реакции. Открывает человек курс и думает: «Да знаю я всё про клиентоориентированность, ничего нового вы мне не расскажете», а его встречает Скептик с такой же фразой. Это работает на лояльность, пусть и неявным образом: участник видит, что его сомнения здесь видят, понимают, больше того — говорят о них вслух.
Диалоги хорошо работают на вовлечение: если в основном контенте мы придерживались сдержанного тона, то персонажи могли и поворчать, и пошутить, а юмор — это хороший способ удержать внимание.

Курс стал более «живым» и человечным: три героя сопровождают пользователя на протяжении всего обучения, появляются в текстах, видео, заданиях, инфографике
Карта эмпатии в курсе «Клиентоцентричность»

Мультиформатность: хорошо для целей обучения, непросто в реализации

  • Скептик
    Мультиформатность — это лишняя когнитивная нагрузка, чем вам плох просто текст?
  • Восторженный
    Ты не понимаешь, это же ин-те-рес-но!
  • Гуру
    Дело не только в интересе, но и в эффективности обучения.
Микс форматов, который мы реализовали в проекте, работает сразу на несколько целей:

Помогает вовлечь участников. Они видят не однообразный материал с простыней текста, а структурированный, с инфографикой, иллюстрациями, подкастами, видео.
Инфографика помогает лучше запоминать и усваивать информацию
Организует контент в более компактную упаковку. Например, в двухминутное анимированное видео можно вложить больше смысловых единиц, чем пользователь мог бы усвоить за то же время в текстовом формате. Пусть на видеоанимацию требуется немало усилий, но это того стоит. Мы написали сценарии, отрисовали персонажей и сценки, анимировали, записали звук и всё смонтировали, чтобы получить такой результат:
Видеоконтент добавляет динамику и эмоции, тем самым работает на вовлечение
Способствует лучшему пониманию материала. Если аудио- или видеоконтент помогает достичь обучающей цели лучше, чем текст, то целесообразно использовать именно его. Из этого принципа мы и исходили: подкасты, анимация не дублируют урок, а дают примеры, озвучивают мнение экспертов, раскрывают темы с необычной стороны и тем самым добавляют им глубины и содержательности.
Тру-идея:

Когда мы обсуждали подкаст для курса по цифровизации, пришла идея: а что, если показать возможности цифрового мира наглядно, в действии? Так в курсе появился подкаст, записанный с помощью искусственного интеллекта.
Мультиформатность мы использовали не только в подаче контента, но и в инструментах проверки знаний. Курсы включают:
В итоге каждый курс содержит определенные блоки: проблематизацию, теорию, эксплейнеры (наглядные примеры), практики, проверку знаний.

Фокус мы сделали не на теоретических концепциях, а на инструментах и эксплейнерах.
Объясняем понятие «миссия» с помощью эксплейнеров (курс «Самомотивация»)

Как сделать обучение мягким навыкам практикоприменимым

  • Скептик
    За один курс? Давайте будем реалистами: это утопия.
  • Гуру
    Я бы не был так категоричен.
  • Восторженный
    Расскажите, есть же способ, да?
Кажется, онлайн сейчас можно научиться чему угодно, от фуд-фотографии до стендапа. Но с мягкими навыками дело обстоит иначе.
  • Таня
    Методолог Тру
    Формат электронного курса в обучении софт-скиллам накладывает свои ограничения, и это нужно учитывать. Мы можем дать информацию, проверить, насколько пользователь ее запомнил и понимает, о чём говорится в курсе, но полноценное овладение навыком требует тренажеров, отработки на практике.
И правда, может ли человек стать более ответственным или мотивированным, пройдя часовой курс? Только если будет практиковать навык.

Для этого мы встроили в контент простые пошаговые практики: в каждом модуле есть микрозадания разного формата, рассчитанные на отработку «здесь и сейчас». Прочитал теорию — посмотрел на примере, как работает конкретный инструмент — попробовал сделать сам — запомнил и можешь применять.
Пример задания на курсе «Стратегическое мышление»
Мы обозначили результат обучения как смену установки в сторону развития навыка — курс закладывает вектор, и участник, если ему интересна тема, получает понимание, как действовать и куда «копать» дальше.

В контенте это реализовалось через выстраивание пути пользователя по каждой теме. Курс не висит «в воздухе», в него интегрированы другие продукты — через отсылки к материалам, книгам. Пользователь получает полное погружение в тему, при этом оставаясь в экосистеме Альпины.

Финал «с горочкой»

История об одном из самых масштабных проектов Тру подошла к концу. Шутка ли, одних авторов было задействовано семеро, а еще продакшен-команда, приглашенные эксперты и дикторы. Наконец курсы готовы, переданы команде Альпина.Лаб.

Финал? Еще нет.

Дальше заказчику предстояло продавать курсы внутренним и внешним клиентам — подписчикам Альпины, а с этим мы тоже могли помочь. Кому, как не нам, знать, как рассказать о ценности проекта и как донести эту ценность потенциальным покупателям курсов.

Мы подготовили презентацию: полгода работы «спрессовали» в один час и в пятьдесят слайдов. Провели встречу с командой Альпины и рассказали про особенности проекта, его сильные стороны, реализованные решения — с точки зрения методологии, упаковки и вовлечения аудитории. Презентация и запись встречи помогут клиенту продавать курсы легче и больше.

Делаем выводы: как сделать проект полезным и нацеленным на результат

  • Скептик
    Не скажу, что было легко, но курсы, готов признать, получились.
  • Восторженный
    Ой, вот это фокус, я в Альпина.Лаб!
  • Гуру
    Вот именно, фокус: на образовательных целях. Плюс четкое понимание конечного результата.
Гуру зрит в корень! Дополним, какие еще инструменты помогли решить задачи проекта:

Продуманность программы. Методологическая база — фундамент, на котором выстраиваются остальные элементы: креативная упаковка, инструменты вовлечения, форматы. Всё вместе составляет единое целое и работает на образовательные результаты.

Мультиформатность. Используя в контенте разные форматы, мы опираемся на принципы мультимедийного обучения и исходим из учебных целей. Основная идея разнообразия форматов не в том, чтобы задействовать их как можно больше, а в целесообразности.

Структурность. Когда информация разбита на короткие и понятные блоки, ее легче воспринимать и запоминать. Структурность дает возможность пользователю самому контролировать процесс обучения: возвращаться при необходимости к отдельным блокам или пропускать их, отслеживать прогресс.

Практичность, наглядность и понятность. Сложный материал можно сделать доступным и доходчивым, задействовав инфографику, эксплейнеры, сравнения, примеры «как надо» и «как не надо».

Уникальность упаковки и подачи. Благодаря вовлекающим персонажам, заданиям разного формата, простому tone of voice контент усваивается легко и системно.

Итог: создали продукт-локомотив, который в перспективе потянет за собой остальные «вагончики» — продажу книг и других курсов сервиса Альпина Диджитал.

Команда:

Альпина Диджитал

  • Жемал Хамидун
    Главный директор по продукту
  • Анастасия Мозер
    Коммерческий директор
  • Мария Чигина
    Руководитель образовательного направления
  • Александр Маширин
    Продюсер образовательного контента
  • Елизавета Носкова
    Методолог

Тру

  • Марина Войтович
    Продуктовый директор
  • Таня Крючкова
    Методолог
  • Полина Васенко
    Проджект-менеджер
  • Саша Гридасов
    Главный редактор
  • Аксен Апанаева
    Автор
  • Наташа Королева
    Автор
  • Олеся Шерстобитова
    Автор
  • Диана Бутко
    Арт-директор
  • Лиза Москадынова
    Дизайнер
  • Миша Курбанмамедов
    Дизайнер
  • Саша Петров
    Моушн-дизайнер
  • Виолетта Семенова
  • Полина Малашина
    Корректор
  • Восторженный
    Чуть не забыл! Заглядывайте в наш канал «Доучились», там куча интересного про наши проекты!
Как вам кейс?

О том, как еще мы работаем над созданием курсов, рассказываем в телеграм-канале «Доучились!».

Делимся секретами вовлекающего контента, креативной упаковки и прочими фишками корпоративного обучения.
Есть подобный запрос на развитие сотрудников в вашей компании? Пишите @MaksinaYulia.