Как сделать виральный курс
на тему комплаенс
Кейс о том, как VK и True Education подняли общую вовлеченность сотрудников на обучающей платформе благодаря креативной упаковке одного курса
Как креативный курс
с интерактивами повысил интерес
к обучению и стал виральным
Кодекс корпоративного поведения VK. Десять правил. Да какие с ними могут быть сложности? Тем более что у компании уже была понятная презентация, а в ней всё что нужно: «Относитесь друг к другу бережно», «Сообщайте о нарушениях», «Избегайте конфликта интересов».
Привычный дизайн, привычные тексты
с логичным и понятным изложением.
VK решила изменить формат на более креативный и при этом такой же структурированный. Сделать контент вовлекающим, что подразумевает креативную упаковку, сторителлинг, яркий дизайн и интерактивы.
Привычный дизайн, привычные тексты с логичным и понятным изложением.
VK решила изменить формат на более креативный и при этом такой же структурированный. Сделать контент вовлекающим, что подразумевает креативную упаковку, сторителлинг, яркий дизайн и интерактивы.
Мы вместе с VK создали курс с двумя главными персонажами — героем и антигероем. Упаковали десять правил Кодекса в формат комиксов с историями-ловушками.
Цель курса — познакомить сотрудников VK
с правилами комплаенс на примере разных ситуаций и показать, к каким последствиям приводит выбор одного или другого решения.
Цель курса — познакомить сотрудников VK с правилами комплаенс на примере разных ситуаций и показать, к каким последствиям приводит выбор одного или другого решения.
Как всё это получилось воплотить — рассказываем в кейсе.
Спойлер: на дату публикации оба курса (второй появился чуть позже) — в топ-2 среди всего обучения на платформе по завершаемости.
Синергия провайдера и заказчика
Курс создавался в постоянном диалоге с заказчиком и при активном участии с его стороны. Мы сохранили суть обучения и бережно обошлись с контентом, который в силу специфики темы нужно доносить точно и понятно.

На эффективность обучения повлияли несколько приемов. Рассказываем о каждом из них подробно.
Понятная механика
и структура каждого урока
— сначала участники узнают теорию (например, что означает конфликт интересов или какая информация — инсайдерская);
— затем читают историю, в которой теория раскрывается на конкретных кейсах;
— проверяют себя, решая задания разного формата;
— читают правило — так, как оно сформулировано в Кодексе.
Десять правил Кодекса легли в основу десяти уроков курса.
Уроки сделали в формате интерактивного лонгрида с определенной структурой:
С такой структурой получается, что участники изучают правило не умозрительно, в теории, а через определенный сюжет. Истории помогают запомнить правило и примерить его к таким же рабочим ситуациям. Так мы решали важную задачу курса — чтобы участник не «прочитал и забыл», а запомнил и знал, как действовать.
Сквозной сюжет курса поддержали необычными персонажами.
Как использовать антигероя для целей курса
Идея использовать сразу двух персонажей исходила от VK и оказалась удачной.
Сова комплаенс
Кот-злодей Шутник
Мудрая птица. Поможет справиться с трудностями и разрешить сложные этические вопросы. Всегда придет на помощь.
Ловкий и обаятельный манипулятор Шутник умеет подкидывать непростые задачки. От твоего выбора будет зависеть судьба коллег, успех проекта или репутация нашей компании.
Чтобы получить совет, защиту и поддержку вне рамок VK Сити, обращайся в Отдел комплаенс. Мы не летаем, но помогаем.
Уверены, ты справишься!
Ими стали кот Шутник и Сова комплаенс:
Почему мы не ограничились только положительным персонажем: кот — подстрекатель и манипулятор — возник как инструмент, чтобы показать «неправильное» поведение и его последствия.
Благодаря тому что в тексте два противоборствующих персонажа, у участника обучения появляется выбор — на чью сторону встать? И наша задача — показать, что на темную сторону вставать опасно. Во время чтения комиксов участник постоянно взвешивает, оценивает и в итоге принимает решения от своего лица, а не от лица одного из выдуманных персонажей.
Антигерой вступает с читателем в прямой диалог:
  • Как поступишь ты?
  • Что ты выбираешь?
  • По какой дорожке ты пойдешь сегодня?
Это дает больше погружения в интерактив и снижает сопротивление при прохождении курса: далеко не каждый человек захочет ассоциировать себя с вымышленным персонажем.
Преимущества антигероя
Для интерактива мы придумали несколько форматов, через которые читатель может «условно» влиять на сюжет, выбирая разные действия. А для проверки знаний использовали квизы и опросы.
Мы нашли разные форматы тестов и квизов, чтобы читателю не наскучило «играться» с сюжетом и проверять знания. Истории, интерактивный контент, проверка знаний с разноплановыми квизами помогли еще больше вовлечь участников.

Когда обучающийся не просто изучает материал, а взаимодействует с ним и сразу применяет знания, решая задания, обучение становится более эффективным.
Мы превратили участника курса из просто слушателя в главное действующее лицо.
Вовлекающая геймификация
В основу историй курса легли реальные кейсы. Истории не просто делают контент более увлекательным и запоминаются лучше. Они учат сотрудника делать правильный выбор в ситуациях, которые иногда могут быть неоднозначными. Например, когда сотрудник принимает на работу родственника или партнер делает ему подарок, рассчитывая на преференции в будущем. Кейсы помогают разобраться в том, как действует правило, на конкретном примере.
Курс стал виральным: им делились, делали фанатские стикеры с персонажами, что в конечном итоге повысило интерес к обучающей платформе VK и комплаенс в целом.
Жизненные кейсы-загадки
Исследование: эмоциональное состояние влияет на запоминание информации. Смотреть
Всё вместе: кейсы, сюжет, персонажи, юмор — сделало процесс обучения эмоциональным и благодаря этому запоминающимся.
Герои снова в деле: курс по антикоррупции
За одним курсом последовал другой: на этот раз мы с VK обновили курс по антикоррупции.
Главным героем, как и в большом курсе по Кодексу поведения, стала Сова комплаенс — признанный эксперт в этических и правовых вопросах бизнеса. Именно Сову сотрудники стали ассоциировать с комплаенс, поэтому она осталась единственным персонажем. Шутник исчез, и это логично: тема антикоррупции очень серьезная, и здесь лучше не заигрывать со «злодеем».

Цели были те же: донести до участников важную информацию и сохранить вовлеченность за счет добавления увлекательных элементов.

Формат курса: пять разделов с теорией и тест к каждому разделу.

Курс получился более сдержанным, зато остались истории с придуманными сюжетами. Например, про то, как ноутбук от партнера в подарок на Новый год может стать неприятным сюрпризом.
Блог персонажа стал креативным элементом, который может повышать вовлеченность даже в такой серьезной теме, как антикоррупция.
Сова обзавелась собственным блогом и несколькими тысячами подписчиков, пусть и вымышленными.
Первый пернатый блог о коррупции
Сова все видит 
Привет, подписчики!
Я Сова комплаенс, эксперт по этичному ведению бизнеса. Каждую ночь уже много лет я вылетаю на борьбу с нарушениями деловой этики. Часто вспоминаю, как мне удалось поймать за шкирку кота Шутника* — главного нарушителя спокойствия в наших краях. Где он сейчас, кому усы крутит?
Записи сообщества
Подписчики
1345
Первый пернатый блог о коррупции
Вы подписаны
Пять советов заказчику корпоративного обучающего курса
Над проектом работали:
Отдел комплаенс
Команда Тру
Хотите обновить и креативно переупаковать курс — пишите Юле