Больше динамики, это e-com! Как Тру и Яндекс Маркет разработали мультиформатный курс про самую быстрорастущую отрасль бизнеса

Приглашаем за кулисы многосоставного курса об основах электронной коммерции для Яндекс Маркета.

В чём уникальность проекта

Электронная коммерция (e-com) — самая динамичная отрасль на сегодня. Яндекс Маркет запланировал вводный курс для сотрудников, который поможет им увидеть всю картину этого рынка, разобраться в устройстве бизнеса и развиваться в одной из самых перспективных сфер вместе с Маркетом.
Хочется, чтобы человек пришел работать в Яндекс Маркет, изучил курс и воскликнул: «А это я удачно зашел!» Проникся перспективами и драйвом отрасли, где прямо сейчас создается будущее. Где большие скорости. Где передовые технологии, математически точные бизнес-процессы и мотивированные люди делают жизнь комфортнее день за днем.
В компанию приходят с разным опытом, и важно сразу погрузить нового сотрудника в нюансы бизнеса, показать тренды и значимые показатели, дать овервью сферы мирового e-commerce, обозначить место маркетплейсов и место Маркета в нём. В общем, нужна база, чтобы новый сотрудник мог быстро сориентироваться «на местности».

И такой базой стал мультиформатный курс. Назвали его понятно:

E-com и Маркет: как это работает
Мы поставили себе задачу в сжатые сроки сделать мультиформатный обучающий продукт с новым для нас уровнем продакшена и верстки. Реализовать амбициозную цель помогло внимание к задачам клиента. На них и построим рассказ.

Задача 1. Собрать глубокую экспертизу для новых сотрудников. Находим инсайды и инсайты для погружения участника курса

Мы высоко ценим знания и опыт сотрудников компании заказчика. Только они обладают той самой экспертностью, без которой толковый курс написать сложно. Поэтому большие проекты всегда предваряем кастдевами (глубинными интервью с нашим методологом), собираем запросы со стейкхолдеров обучающего продукта, общаемся не только с HR, но и с бизнесом. Про процессы Маркета мы говорили с десятком руководителей высокого уровня, что дало особый уровень погружения уже на этапе сбора фактуры.
Сработает:
В любом проекте работа с внутренними экспертами — узкое место (люди всегда заняты!). Нужно обезопасить проект с точки зрения сроков и понимать, как вы будете состыковываться с хранителями экспертизы. Но все усилия того стоят, когда бесценные внутренние знания аккумулируются в обучающей программе.

Задача 2. Предложить сотрудникам четкую систему и эффективный дизайн материалов для восприятия смыслов курса. Создаем тексты, дизайн и верстку, работающие в связке

В курсе 11 лонгридов с уникальными иллюстрациями и богатой версткой на платформе Articulate Rise рассказывали об истории электронной коммерции, мировых лидерах и трендах, российских игроках. Фокус — на том, как устроен бизнес Яндекс Маркета: как работают поражающие слаженностью и точностью механизмы, позволяющие выполнять хранение, заказ и доставку заказа клиентам на высоком уровне.
Было важно найти баланс: дать важные сведения и много конкретики по бизнесу Маркета сегодня, но не уходить глубоко в детали, потому что в такой динамичной отрасли, как e-commerce, ничего нельзя «прибить гвоздями» или «отлить в бронзе» — пока готовишь обучение, всё сто раз поменяется.
Автор и редактор вооружились расшифровками интервью с экспертами и переработали полученный контент в емкую и полезную форму. Параллельно дизайнеры прорабатывали иллюстрации, диаграммы, графики в фирменном стиле, которые удерживают внимание читателя, снижают когнитивную нагрузку и помогают расставлять акценты в обучающем контенте.
1
Аудиоверсия текста
Каждый урок сопровождала полноценная аудиоверсия текста. Так мы расширили образовательные возможности участника, создали еще одну ситуацию изучения материала: нет возможности читать — послушай урок. Тексты адаптировали для лучшего восприятия на слух.
Участники могут прослушать аудиоверсию в начале каждого урока
Скриншот из вводного урока. Его задача — сделать так, чтобы участник входил в обучение с ясностью и четким пониманием того, что его ждет и какие ресурсы от него потребуются
2
Информация «с горочкой»
Всего в курсе было три модуля. В конце каждого модуля участники получали PDF-ку с саммари, которую можно было скачать себе на телефон и периодически что-то в ней подсматривать.
На подумать. Какую информацию вы можете дать сверх урока? Список литературы, чек-лист, шаблон файла для заполнения, практику?

Задача 3. Повысить вовлечение через мультиформаты. Снимаем, рисуем и монтируем аудио- и видеоконтент силами собственного продакшена, не теряя идею в процессе

Избавившись от первичной некомпетентности при написании основного контента, мы составили расширяющие вопросы для внутренних и внешних экспертов и приступили к другим форматам курса: подкастам и видео.
1
Подкасты
Расстояния не помеха для записи. В некоторых случаях мы выезжали в офис Маркета, чтобы сделать интервью с экспертом. Другие спикеры записывались удаленно, в том числе из Португалии. Мы разработали шпаргалку экспертам, как сделать запись хорошего качества даже без опыта.
Вот так подкаст выглядит в верстке на Rise
2
Видео и анимация
Видеоролики снимали прямо в офисе Яндекс Маркета. Был настоящий съемочный процесс с гримерами и хлопушкой :) Коллеги предоставили студию с релевантным интерьером (здесь производится собственный видеоконтент Маркета).
В студии Яндекс Маркета
Видео делали по всем правилам: сценарий, брифование экспертов, съемка с нескольких камер, грамотно выставленный свет, работа визажиста и стилиста. При этом уложились в один съемочный день. Наш человек присутствовал на съемках и оперативно вносил корректировки в динамичный процесс. Строго следили за стилистикой бренда и в итоге получили результат такого же уровня, что и ролики внутренней команды клиента, чего не всегда можно добиться от внешнего подрядчика.
3
Анимация
Также сделали анимационный ролик про основные вехи в e-com. Это отличный способ подать контент емко, выразительно и нестандартно.
Сработает:
Анимация хороша для первичного вовлечения, например в промокампании курса. Конечно, формат требует вложений, но может отработать на вовлечение всяко лучше стандартного видео с «говорящей головой». И, кстати, порой самая простая, но изобретательная, даже «кринжовая» анимация отлично отрабатывает задачу вовлечения, так что не спешите говорить: «На это нет бюджета».
Скриншот анимационного ролика. В кадре Джефф Безос, основатель Amazon

Задача 4. Привлечь внимание к курсу и дополнить внутреннюю экспертизу внешней. Находим именитых внешних спикеров, убеждаем их принять участие в курсе и помогаем сделать качественный контент

У Тру сильная компетенция в подборе внешних экспертов. В команде есть люди с бэкграундом и знакомствами в обучении, маркетинге, пиаре, IT, ивентах. Эту сеть контактов мы активно используем для работы над курсами, предлагая взаимовыгодное партнерство спикерам и клиентам.

Мы договорились с несколькими специалистами, которые поделились знаниями и видением. Появление яркого и известного приглашенного спикера всегда работает как долгосрочная инвестиция в продвижение курса. А эксперты рады внести свой вклад в проект крупного бренда.
Сработает:
Предложите профессионалам с именем и брендом поучаствовать в вашем обучающем продукте. Условия могут быть разные: от взаимного пиара до прямой оплаты. Важно, что имя эксперта работает на курс, повышая вовлеченность участников и лояльность сотрудников. Представьте, что на вашем курсе по дизайну есть эксклюзивный подкаст на горячую тему от Артемия Лебедева — насколько внимательнее курс станут изучать будущие гении дизайна?

Задача 5. Найти надежного постоянного провайдера, погруженного в контекст. Рефлексируем, слышим себя и клиента, анализируем и внедряем

Мы регулярно проводим внутренние ретроспективы по завершенным проектам, а также собираем структурированную обратную связь от заказчика. Это помогает планомерно усиливать продукт и отлаживать коммуникацию.
Сработает:
Главное — всё-таки совершать действия, придуманные на ретро.

В заключение — наши рекомендации самим себе на старте нового многосоставного проекта с привлечением внешних экспертов. Они как раз родились на ретро по этому проекту.

1
Составьте план
Создавайте на старте максимально объемную картину работ, чтобы запланировать время на все-все процессы. Скучно, сложно? Как и всё, что обеспечивает безопасность. Нам помогает прописать роли и процессы в проекте в виде майндмэпа.

Если в проекте будут новые задачи, по которым нельзя просчитать временные затраты, как у нас со съемками в студии и поиском экспертов, — заложите запас на неопределенность, на форс-мажоры.
2
Проговорите ожидания
С самого начала рассказывайте клиенту, как продуктивно в асинхроне коммуницировать по правкам, от чего зависят сроки выполнения этапов проекта, какие могут быть подводные камни и как «подстелить соломки». Мы разработали специальный документ для этого.
3
Поддерживайте диалог
Не стесняйтесь часто-часто коммуницировать с клиентом, если того требует ситуация. Договаривайтесь о совместных правилах на берегу, слышьте клиента и всегда просите больше обратной связи. Не ждите — спросите. Спросили — расскажите команде. Прозрачность спасает от выгорания и неоправданных ожиданий.

Команда:

Яндекс Маркет

  • Алёна Малюченко
    Ex-Head of T&D Яндекс Маркет
  • Анна Лазарова
    Менеджер по обучению Яндекс Маркета

Тру

  • Юля Максина
    Основательница и главный внутренний клиент Тру
  • Марина Войтович
    Креативный директор
  • Саша Гридасов
    Главный редактор проекта и автор текстов
  • Инна Подгорная
    Автор текстов
  • Саша Миронова
    Автор текстов
  • Диана Бутко
    Дизайнер
  • Полина Васенко
    Проджект проекта
  • Дима Матвеев
    Разработчик
  • Саша Петров
    Моушн-дизайнер
Как вам кейс?

О том, как еще мы работаем над созданием курсов, рассказываем в телеграм-канале «Доучились!».

Делимся секретами вовлекающего контента, креативной упаковки и прочими фишками корпоративного обучения.
Есть подобный запрос на развитие сотрудников в вашей компании? Пишите @MaksinaYulia.