Дали и Пикассо заходят в зум... Как превратить гибридный формат работы в настоящее искусство
Как герои из мира искусства обучали сотрудников крупного банка специфике управления гибридными командами
Пока об удаленке мечтают сотрудники («Работать на берегу океана — мечта!»), для их руководителей такой формат может быть испытанием навыков. Минимум физического взаимодействия с коллегами тянет на серьезный челлендж для сотрудников, а для руководителя — особенно, ведь это ему предстоит выполнять роль «центра управления полетами» распределенной команды.
В Тру пришел отдел обучения крупного банка как раз с таким запросом — обучить лидеров управлению гибридными командами, сохранив баланс между фундаментальными и продвинутыми практиками.
«В гибридном формате мы работаем уже несколько лет, после перехода на удаленку в 2020 году все прошли обучение. Поэтому начинать обучать лидеров с азов бессмысленно, нужно обновить забытое и обучить новому, за 3,5 года отношение к удаленке поменялось».
Было решено дать руководителям инструменты и техники по управлению гибридными командами, чтобы они:
понимали специфику управления гибридной командой в сравнении с удаленкой;
поддерживали мотивацию и вовлеченность сотрудников, учитывая их особенности;
включали тепло «неформального общения» для создания доверия и создавали team spirit в команде, где все «равноудалены» друг от друга, но не чувствуют эту удаленность;
умели поддерживать баланс контроля и доверия в управлении сотрудниками, учитывая специфику разных проектов;
понимали, как работать с конфликтами разных типов в распределенных командах;
знали и практиковали меры по профилактике выгорания у себя и сотрудников.
Название программа получила простое и понятное: «Управление гибридной командой»
Гибридному формату работы — гибридное обучение
У сотрудников на удаленке больше свободы, чем у тех, кто работает в офисе. Они самостоятельно лавируют между рабочими и личными задачами в календаре, поэтому заковывать их в рамки синхронного обучения было бы неправильно.
Решено было провести обучение по двум трекам:
1
Теорию сотрудники изучают асинхронно в практикоориентированных лонгридах, выложенных на обучающей платформе.
2
А чтобы закрепить теорию практикой и обменяться опытом с другими лидерами, были организованы воркшопы с экспертом про вдохновляющее и недирективное лидерство, фасилитацию совещаний, конфликты и выгорание.
Разработав план воркшопов, организацию которых банк взял на себя, Тру сконцентрировались на лонгридах.
Всего их было пять. Сотрудники могли изучить их за один раз или «растягивая удовольствие»: прочитал один материал — внедрил новые практики в работу — проанализировал свою точку роста — только потом перешел к новому материалу.
Темы программы:
Как вовлечь сотрудников в обучение тому, что они и так делают ежедневно?
Прием раз — сместить фокус с инструментария на смену парадигмы мышления
Лидеры уже проводят онлайн-совещания, ставят задачи коллегам, которых, возможно, не встречали никогда вживую, добиваются результатов. И уже проходили похожее обучение, пусть и почти четыре года назад…
Окей, решили мы. Раз лидеры уже успешно применяют «гибридно-удаленные» инструменты, стоит акцентировать их внимание на внутренней работе — анализе своих точек роста и вызовах, которые они ежедневно ставят перед собой.
Для этого мы обратились к метафоре искусства и собрали отсылки к музыкантам, скульпторам, писателям и философам. Кому, как не им, знакомо, что любое искусство — это нелинейный процесс, одними навыками тут не обойтись.
Чтобы передать нужные смыслы через свое творчество, художнику недостаточно уметь смешивать цвета, а музыканту — знать нотную грамоту. Так и для лидера гибридной команды: знать практики управления — еще не значит успешно управлять.
Прием два — усилить запоминание юмором
Сотрудники банка подглядывали, как герои из мира искусства проводили созвоны, решали рабочие конфликты и боролись с выгоранием. И всё это с юмором — он стал ключевым моментом в упаковке программы. Герои шутили над собой и ситуациями, помогая сотрудникам проводить параллели со своей работой — «О, у меня было так же!» — и переосмысливать установки.
Герои шутили не только для того, чтобы сотрудники могли сделать выдох между порциями теории, но и чтобы создать «эмоциональный след». Доказано, что эмоциональное состояние влияет на запоминание информации. Мы дольше помним те события, которые вызывали положительные эмоции.
И вообще, если обучение вызывает те же эмоции, что и просмотр стендап-шоу, от него сложно оторваться, пока не пройдешь до конца.
Прием три — создать сильную визуальную концепцию
О том, как с помощью айдентики мы погрузили читателей в атмосферу искусства управления гибридной командой, расскажет дизайнер Тру Даша Баранова.
На старте мы разработали мудборд.
Даша Баранова
Дизайнер Тру
Мудборд — визуальное представление будущего проекта. Он помогает поймать настроение проекта и увидеть референсы, на которые будет опираться фирменный стиль.
Для проекта мы остановились на смелых графичных формах и ярких, но не кричащих цветах, напоминающих художественную палитру.
Мудборд проекта
Даша Баранова
Дизайнер Тру
При создании логотипа опирались на идею динамичного символа, который будет передавать постоянное развитие лидера.
Логотип
Даша Баранова
Дизайнер Тру
Зашили в него символ карандаша, который символизирует творческий подход в управлении командой, планирование, фиксацию идей.
Визуальные элементы
В итоге у нас получился динамичный фирменный стиль с явными и символичными отсылками к миру искусства:
Вовлечь — вовлекли, а что насчет практикоориентированности?
Чтобы после чтения материалов сотрудники захотели пересмотреть свои рабочие процессы, мы включили принцип Оn-the-job.
Принцип Оn-the-job («сразу в работу») — это когда теоретический материал привязан к рабочему контексту. После изучения материала сотрудник может сразу попробовать его в деле, получить результат и решить, использовать материал без изменений в будущем или «подстроить» под себя. Или вовсе от него отказаться (иногда и это результат обучения — вдруг у руководителя есть собственные эффективные практики?!).
В каждом материале разбирались ситуации, с которыми лидеры встречаются изо дня в день в работе: решение конфликтных ситуаций, профилактика выгорания, проведение встреч.
Во время изучения программы участники могли тут же проанализировать, как дела обстоят у них, что стоит изменить, какие техники использовать.
Для этого в каждый лонгрид мы включили три блока:
Блок «Сразу в дело»
техника с подробным алгоритмом проведения. Ее можно скачать, открыть в телефоне, как шпаргалку, и тут же попробовать в работе.
Время для рефлексии
вопросы для анализа своего стиля лидерства.
Точки развития
каждый лонгрид завершался вызовом для лидера, чтобы он постоянно поднимал внутреннюю планку и брал ответственность за свое развитие.
Курс готов, что дальше?
Марина Войтович
Продуктовый директор
Есть мысль, что, как и само неформальное общение, тема неформального общения и согревания команды не может решиться одним разделом. Быть может, стоит посмотреть на весь курс целиком и раскидать „крошки“ то там, то тут. Да, меня убьет команда за мою инициативность, но всё же)))
Мы никогда не признаемся, хотели убить или нет, но взяли горячий «кирпичик» бородинского хлеба и хорошенько раскидали по всей программе отсылок и приемов, как создавать тепло в удаленной команде.
Вот пример такой «крошки»-приема:
По данным опроса, в котором участвовали более 2 000 менеджеров из десяти разных стран, 60% с большей вероятностью выберут работу, если на ней у них появится больше друзей.
Скачайте материал с методом Харрисона Оуэна «Открытое пространство». С его помощью можно организовать активное и вовлеченное обсуждение в команде даже из 2 000 человек.
Сразу в дело Метод Харрисона Оуэна «Открытое пространство»
1. Озвучьте несколько тем для обсуждения или разбейте решение большой темы на несколько подтем.
2. Обсуждение происходит в группах. Каждый сам может выбрать, какую тему или какой вопрос ему наиболее интересно обсудить, и отправиться в соответствующую группу.
Обсуждение в группах не оторвано от работы, скорее оно служит якорем для эмоционального взаимодействия между коллегами с опорой на интересные для разных людей темы.
Лидер получает дополнительный бонус: в процессе обсуждения возникнут идеи, которые можно взять в работу.
Вот теперь точно курс готов. Время итогов
У нас получилась создать программу для лидеров с акцентом на внутреннюю работу, наполненную практическими инструментами и приправленную юмором.
А о том, как оценили ее сами сотрудники, давайте судить по метрикам.
CSI (Customer Satisfaction Index, индекс удовлетворенности) — 5 из 5.
Советы, как использовать юмор, чтобы он сработал на образовательные результаты:
1
Изучите свою целевую аудиторию. Юмор должен быть не только уместным, но и правильно понятым и принятым. Для этого важно учитывать возраст, пол, образование, культурный бэкграунд сотрудников. Например, поколение зумеров может не понимать шутки из советских фильмов, в отличие от миллениалов и бумеров.
2
Создавайте прочные ассоциации. Участникам будет проще проводить параллели между примерами в материалах и своей работой, если мемы и шутки будут иллюстрировать знакомые им рабочие ситуации. Юмор ради юмора — бесполезная вещь в обучении.
3
Добавляйте юмор, чтобы снять напряжение. Шутки — это не только забава, но и способ адаптироваться к стрессовой ситуации. Когда сотрудник изучает сложный материал или тема заставляет его вспомнить коллегу-токсика, актуальная шутка способна снизить напряжение и помочь по-новому взглянуть на привычное. А в таком состоянии легче находить решение.
4
И напоследок: чем громче мем, тем быстрее про него забудут (но это не точно). Яркие смехоповоды, над которыми смеется весь интернет здесь и сейчас, могут потерять свою актуальность через месяц. Например, шутки про комнату грязи смешили нас в 2021 году, а сегодня вызывают скуку. Лучше использовать юмор, который будет актуален всегда.
Команда Тру
Марина Войтович
Продуктовый директор
Анастасия Бочарникова
Проджект проекта
Инна Подгорная
Автор текстов
Саша Гридасов
Главный редактор
Тантьяна Крючкова
Методолог
Диана Бутко
Арт-директор
Даша Баранова
Дизайнер
Как вам кейс?
О том, как еще мы работаем над созданием курсов, рассказываем в телеграм-канале «Доучились!».