Как Яндекс Маркет готовит сотрудников к роли руководителей
История курса-сериала, созданного из кейсов, флешбэков и прошлых ошибок
Мы много пишем о том, как развивать управленческие софт-скиллы, managerial skills. И в целом подход можно описать так: достаточное, но не избыточное количество теории, много практики, участник обучающей программы выполняет задания в своей реальной команде и сразу внедряет полученные знания в рабочие процессы.
Но что делать, когда такой команды еще нет и руководителем сотрудник станет через шесть месяцев?
Яндекс Маркет пришел к нам именно с такой задачей: создать курс, который подготовит участников к переходу из экспертной позиции в роль руководителя.
«Какой крутой подход! Позаботиться о том, чтобы шаг на ступеньку выше был не стрессовым, заранее подумать о том, какие могут возникнуть сложности в новой роли, и подготовить к ним человека», — подумали мы.
Рассказываем, как решали эту задачу
1
Итак, вводные:
Классические управленческие скиллы — нет; дать понимание, с чем придется столкнуться, и возможные способы действий — да.
Душная теория — нет; креатив и коммуникации с человеческим лицом — да.
2
Цель обучения:
перестроить образ мышления с экспертного на управленческий (показав разницу между ними), развить зрелую управленческую позицию, осознание managerial skills как неотъемлемую часть роли руководителя.
3
Решение:
мультиформатный лонгрид-сериал «Как я встретил вашу маму стал руководителем» в пяти сериях.
Что вошло в программу курса:
Как понять аудиторию и к чему на кастдевах вопросы про досуг
Любите сериалы? Мы тоже (никто же не ответил «нет»?). И точно так же, как в кино, у наших лонгрид-сериалов есть своя драматургия и фундамент.
Мы отправились к действующим руководителям, чтобы расспросить: а как это — когда ты вчера был ведущим дизайнером, а сегодня управляешь всем отделом и своими же коллегами? Что помогло адаптироваться, а с чем возникли сложности? Какой дашь совет себе в прошлом, если вернуться к тому моменту, когда только начинаешь руководить командой?
Кроме того что эксперты дали ценную информацию для контента курса, мы поймали кое-что другое: вайб «яндексоидов».
Как они говорят, как коммуницируют, как относятся к обучению и о чём шутят. Узнали, как участники интервью проводят свободное время, что читают, какие сериалы смотрят. Всё вошло в курс! И во многом благодаря такому подходу возникает доверие к контенту: будь то кино или текст, зритель верит происходящему, когда погружается в историю эмоционально, понимает мотивацию и логику героев, чувствует за персонажами живых людей.
А кто, кстати, персонажи?
Об этом дальше, а пока отметим важную деталь: в кастдевах участвовала не только методолог Таня, но и главный редактор Саша, он же автор, который потом писал тексты лонгридов. Это дало ожидаемый профит: живое общение, по сравнению с чтением расшифровок интервью, помогает моментально настроиться на одну волну с читателями.
Конечно, не каждый раз автор может так подключаться к созвонам. Но если это получилось сделать — польза для проекта колоссальная, и правок по tone of voice минимум.
Зачем в обучении приемы кино
Образовательный лонгрид-сериал — совсем не то, что снимают киношники. Но есть в кино техники, которые отлично работают и в обучающих курсах
Все дело в концепции edutainment и инструментах игрового подхода, которые давно и прочно заняли место в корпоративном обучении. Приемы кино и «сериальность» контента мы использовали как элементы еdutainment-обучения.
Ни один фильм не может существовать без персонажей. В курсе их было три.
В кино персонажи раскрываются через действия и диалоги. Так и в нашем сериале: герои не просто разговаривают в абстрактном офисе, читатель видит буквально «киношную» картинку с деталями.
Видите, как сменяется общий план с поникшим Кириллом на крупный, со стаканчиком кофе и надписью на нём? Как будто камера подъезжает ближе. За счет таких деталей достигается глубина погружения и вовлеченность.
Развитием сюжета в кино движет конфликт: внешний, с антагонистом, с обстоятельствами, или внутренний — с самим собой.
Наш сюжет двигали противоречия и то, как герои с ними справляются. Кирилл делился тем, что сотрудники саботируют его решения, что иногда ему проще самому сделать «руками», чем делегировать, а еще он боится показаться некомпетентным и наделать ошибок.
Участник курса, читая про сложности Кирилла, понимал, что вообще-то похожие затруднения возникают у любого руководителя. Такими историями мы выводили тревоги и страхи наружу и показывали, что с ними можно справиться.
Мы применили еще один драматургический прием, который часто используется в кино.
Помните «Вечное сияние чистого разума» с флешбэками, перемежающимися с реальностью? Флешбэки в курсе работали на то, чтобы возвращать опытного, «прокачанного» Арсения в те времена, когда он только начинал путь руководителя и сталкивался с теми же ситуациями, что сейчас Кирилл.
Так с помощью персонажей, развития сюжета, сторителлинга, диалогов курс получил динамику и «объём» кино. И это не все секреты вовлекающего обучения. Идем дальше.
Как еще вовлекать участников курса в изучение контента
Поддерживать интерес помогает не только сериальность, но и мультиформатность обучения: мы дополнили лонгриды ссылками на TED-видео (в которых спикеры тоже мастерски используют приемы драматургии!) и подкастами, которые записали с теми же участниками интервью.
1
TED-видео дали участникам курса конкретные инструменты, например практику обратного менторства.
2
Подкасты помогли с ответами на сложные вопросы:
как справиться с тем, что вы не оправдываете чьих-то ожиданий в роли руководителя;
что делать, когда сотрудник начинает саботировать решения руководителя;
как относиться к ошибкам сотрудников и в какой момент нужно расставаться с людьми;
какие навыки нужно освоить интроверту, чтобы стать хорошим руководителем.
Когда с участниками делятся опытом и советами не заморские, пусть и именитые эксперты, а свои же коллеги, это работает на понимание: «Всё реально, я тоже смогу».
Помните, в самом начале мы говорили, что для курса требовались не практические инструменты, а скорее задания на рефлексию?
Мы такие и сделали, только добавили в них интерактивности: участники отвечали на кейсовые тесты, выбирали варианты в заданиях «правда-ложь» и мэтчили утверждения с правильными ответами.
3
Осталось добавить, что мемы, которыми дополнили контент, делали с персонажами любимых сериалов «яндексоидов».
Не просто так мы интересовались этим на интервью.
В этом месте должны быть финальные титры. Но вместо них мы оставим ссылку на наштелеграм-канал «Доучились!». Там еще больше интересного про создание контента для корпоративных курсов, заглядывайте в гости!
Команда:
Яндекс Маркет
Алёна Малюченко
Ex-Head of T&D Яндекс Маркет
Анна Лазарова
Менеджер по обучению Яндекс Маркета
Тру
Юля Максина
Основательница и главный внутренний клиент Тру
Марина Войтович
Креативный директор
Саша Гридасов
Главный редактор проекта
Настя Бочарникова
Проджект
Таня Крючкова
Методолог
Диана Бутко
Арт-директор
Лиза Москадынова
Дизайнер
Миша
Дизайнер
Дима Матвеев
Разработчик
Саша Петров
Моушн-дизайнер
Как вам кейс?
О том, как еще мы работаем над созданием курсов, рассказываем в телеграм-канале «Доучились!».