Обучающая гибкость, или как развивать восприимчивость к изменениям

Как навык learning agility помог сотрудникам Ростелекома быть эффективнее
Ежедневно людям приходится сталкиваться с самыми разными изменениями в рабочих процессах и погружаться в незнакомые обстоятельства. Важно уметь качественно подстраиваться под них, используя наработанные навыки и не затрачивая много усилий на обучение новым. В этом помогает навык learning agility — обучающей гибкости. Развить его непросто. Но в конечном счете это окажет влияние не только на бизнес-задачи, но и на каждого человека лично. О том, какие приемы мы использовали в программе обучения learning agility, рассказываем в кейсе.

Learning agility по-русски: как развивать восприимчивость к изменениям

  • Количество уроков: четыре лонгрида + шесть выпусков комикс-курса.
  • Количество заданий: одно-два задания в каждом уроке + стартовый и итоговый замеры предрасположенности к навыку learning agility.
  • Время на изучение: 60 минут.
Learning agility — природный навык, который можно осознанно развивать.

Мы всегда учимся на своем личном опыте в мире, где всё меняется. Это естественный и, возможно, самый эффективный метод обучения. Но не все задумываются, что навык изучать и осваивать свой опыт тоже можно развивать. И уж тем более не все знают, что он называется learning agility.
Ни один навык, ни одна обучающая программа или даже минимальный кусочек обучающего контента не существуют в отрыве от целей, которых мы хотим достичь с их помощью, ведь обучение в компании — это всегда способ улучшить показатели в бизнесе, поэтому мы провели кастдев. По его итогам стало понятно, как сотрудники РТК относятся к самообучению и знают ли что-то про навык обучающей гибкости. Оказалось, что термин малознаком, хотя все и активно осваивают свой опыт в работе. И важно знать, как улучшать владение этим навыком, чтобы делать это более осознанно и системно. Окей, проблематика ясна!
Обучающая гибкость — это способность учиться на своем опыте и применять новые знания для достижения лучших результатов в постоянно меняющихся условиях. Вот пример:
У сотрудника есть задача — создать проект в компании на суперновую тему. Никто из коллег до него особо не занимался этим вопросом, и не к кому прийти за помощью и ответами. Поисковики выдают кучу информации без четких инструкций. Сотрудник — первопроходец в этом проекте и не очень понимает, с чего начать. Погружаясь в тему, он обучается, вникает в суть и находит возможности. И в итоге создает проект, как настоящий профи.

Именно так и должен действовать человек, обладающий навыком обучающей гибкости. Для внедрения этого навыка в рабочие процессы команда Ростелекома пришла в Тру. В итоге получилась программа из четырех образовательных блоков:
1
Обучающая гибкость. Как легко интегрировать обучение в ежедневный процесс.
2
Как мышление роста помогает сотрудникам всегда оставаться востребованными.
3
Инструменты развития обучающей гибкости.
4
Обучающая гибкость в повседневной жизни.

Идея программы

Знания по обучающей гибкости мы упаковали в комикс-курс. В его прохождении помогают герои — Антон и Марина. Их диалоги были построены так, чтобы участники курса смогли легко ассоциировать себя с героями и меняться вместе с ними, усваивая ключевые идеи.

Антон
Я тут ни при чём, меня позвали поучаствовать. Про лёнинг аджилити слышу впервые. Это про обучение? Я обучаюсь постоянно, смотрю документалки, слушаю подкасты, читаю книги — Стругацких вот люблю.

Работаю в технической инфраструктуре компании уже лет десять. Создаем с коллегами новые проекты. Иногда они сложно даются, особенно если о чём-то незнакомом, иногда легко. Всякое бывает.
Марина
Антон, ну ты чего? Я только недавно про обучающую гибкость тебе кидала материал, ты не читал, что ли? Эх!

Рада тут быть и изучить новое, рассказать, что знаю сама. Что еще говорить? А, да, я коллега Антона, тоже работаю специалистом в технической инфраструктуре компании и обожаю новые проекты! Особенно на темы, которые я еще не знаю.
Антон и Марина помогают сотрудникам РТК узнавать свои сильные и слабые стороны и расширять рамки рабочего потенциала.
Герои комикса помогли участникам курса понять, что обучающая гибкость — это когда человек обучается без чьих-либо подсказок. То есть на своем же опыте и самостоятельно производит знания. И что вообще-то обучение должно выходить за привычные рамки и происходить в более приятной форме. И вот тогда ни один робот точно не займет место, которое предназначено для наших героев:
В комикс-курсе проиллюстрированы непростые ситуации и с помощью понятных примеров показано, как их можно решить:
По ходу курса Антон и Марина понимают, что «как раньше» уже точно не будет. Оказывается, быть специалистом в своей сфере — уже недостаточно. Для эффективной работы нужны не просто навыки, а метанавыки! И обучающая гибкость — один из них. Этот метанавык, как и другие, нужно постоянно развивать, и пределов этому нет.
Вместе с героями комикса сотрудники РТК изучили особенности мышления, работу головного мозга и инструменты развития обучающей гибкости. А еще научились смотреть на привычное непривычно, развили свою обучающую гибкость и поняли, как использовать новые стратегии в работе и повседневной жизни.

Интерактив для закрепления знаний

В курсе предусмотрены интерактивные задания, и, как правило, они расположены акцентно: сразу понятно, к каким темам стоит отнестись с большим вниманием.

Также были вопросы, отвечая на которые можно получить баллы и по их сумме сразу увидеть результат мини-тестирования. Этот интерактивный формат был добавлен для того, чтобы сотрудники РТК в моменте смогли проанализировать себя. Например, тест на определение типа мышления и тест для оценки уровня когнитивной гибкости. А после были добавлены рекомендации о том, как можно применять эти знания:
Вот так сотрудники РТК вместе с героями комикса выяснили, как не бояться внедрять новое в работу и увеличивать скорость адаптации к переменам. И теперь у них появились все инструменты для развития learning agility: методы, которые помогут избавиться от установок, ограничивающих развитие, и техники, которые разовьют мышление роста.

Всё понятно и просто

Курс написан простым человеческим языком с примерами из повседневной жизни:

Главный принцип курса — большие смыслы в малых формах

  • Таня Крючкова
    Методолог Тру
    Мы взялись обучать тому, что в компании и так делали, ведь все мы учимся на своем опыте. Но мы предложили присмотреться к навыку learning agility и усилить владение им. Важно, что на старте каждый сотрудник РТК замерил, как у него обстоят дела с обучающей гибкостью. И мы смогли отдать участникам пошаговую систему по развитию этого навыка.

Что в итоге

У нас получилось создать полезный материал, из которого можно многое узнать о себе. Всю теоретическую часть мы упаковали в легкий для чтения формат, добавили комиксы, интерактив и полезные тесты.

Одним из ключевых ориентиров для создания курса стали результаты проведенного кастдева. В нём сотрудники РТК дали понять, что главное достижение — когда они лично привносят в компанию нечто новое и важное. Этот вывод помог нам собрать учебный материал, который оказал влияние на результативность команды и помог сместить их установки на изменения.
Learning agility — несомненно, метанавык будущего. Так что для бизнеса этот курс полезен тем, что сотрудники РТК, изучив этот навык, научились более осознанно использовать его для развития компании. В этом им помог собственный бэкграунд, без необходимости чему-либо переучиваться. Таким образом у команды получилось непрерывно интегрировать обучение в свои рабочие процессы. Теперь сотрудники смогут добиваться более высоких результатов в условиях постоянных изменений.

Команда:

Ростелеком

  • Ульяна Акунья-Герреро
    Экс-руководитель проектов
  • Вероника Дорофеева
    Менеджер проектов

Тру

  • Марина Войтович
    Продуктовый директор
  • Полина Васенко
    Проджект проекта
  • Инна Подгорная
    Автор текстов
  • Саша Гридасов
    Главный редактор
  • Татьяна Крючкова
    Методолог
  • Диана Бутко
    Арт-директор
  • Евгения Рига
    Иллюстратор
  • Дмитрий Матвеев
    Верстка
Как вам кейс?

О том, как еще мы работаем над созданием курсов, рассказываем в телеграм-канале «Доучились!».

Делимся секретами вовлекающего контента, креативной упаковки и прочими фишками корпоративного обучения.
Есть подобный запрос на развитие сотрудников в вашей компании? Пишите @MaksinaYulia.