Многоликий ментор, который тоже ошибается
Приключения наших героев продолжаются
Сегодня Эльдар выпьет холодного чая и лучше поймёт основы взаимодействия с ментором, а Виктор вспомнит все свои ошибки в начале пути.
Герои модуля 2
Эльдар
менти
Новоиспечённый руководитель небольшого отдела в VK.
Виктор
Руководитель направления разработки в VK.
опытный ментор
Она была менти у Виктора, успешно работает в другом направлении VK, но иногда приходит к нему за советом и поддержкой.
Оксана
бывшая менти
Виктор
Он часто ошибался в начале своего менторства, появляется во флешбэках.
неопытный ментор
Следующая встреча Эльдара и Виктора состоялась через неделю. На этот раз расслабленностью и не пахло: ментор и менти еле смогли найти час в напряжённом графике — у обоих резко начался высокий сезон. Эльдар решил совместить встречу с Виктором с обедом.
— Приятного аппетита! — подтянутый и улыбчивый Виктор вошёл в кафе, где его ждал Эльдар и чайник улуна. — Как ты, смог сформулировать запрос на сегодня?
— Спасибо! Да, у меня было несколько приоритетов, но я только что поругался с официанткой, и все мысли в голове перепутались.
— Интересно! — оживился Виктор. — Расскажи суть конфликта, может мы сформулируем запрос по горячим следам.
— Да ерунда, Вить! Она просто три раза подходила и спрашивала, определился ли я с заказом. А я хотел тебя подождать. В общем, я вспылил и сказал, что буду готов тогда, когда буду готов.
— Получается, официантка просто давила на тебя, не предлагая решение? Блюдо дня, например?
— Да. В итоге я взял чай. Ты, кстати, пьёшь улун?
— Обожаю! Но давай к делу: сегодня мы с тобой научимся формулировать запрос в менторстве. Ситуация как раз располагает. Смотри, официантка могла занять одну из многих позиций: познакомить тебя с особенностями сегодняшнего меню, посоветовать конкретное блюдо, постараться выведать твои вкусы и настроение, чтобы предложить что-то особенное. Хороший официант не просто приносит еду, он становится твоим гастроментором на время бизнес-ланча.
Эльдар кивнул и налил Виктору чая.
— Так вот, в менторстве такая же история. Учитель подстраивается под задачи и потребности конкретного менти. Так что время от времени он играет разные роли, то изучая запрос менти, то советуя, то просто помогая точнее определиться. Стандартных ролей пять штук.
Пять ролей ментора
Автор типологии — Скотт Мауц, бывший директор по маркетингу Procter & Gamble и автор бизнес-книг «Find The Fire» и «Make It Matter»
Помогает менти-новичку преодолеть болезни роста, избежать типичных ошибок и направить, когда нужно перейти на новый уровень. Ты у нас как раз новичок, так что я, скорее всего, буду пионером.
«Пионер»
1
Даёт обратную связь опытному специалисту, критикует и подсказывает неочевидные решения. В этой роли я обычно выступаю в контакте с Оксаной, помнишь, мы в начале её представили.
«Советчик»
2
Моя любимая ролевая модель! Шучу. Когда я гуру, я вдохновляю менти, но не предлагаю готовых решений.
«Гуру»
3
Когда у тебя проблемы или конфликты, я буду включать защитника. Я всегда буду на твоей стороне, поддержу и похвалю.
«Защитник»
4
Беспристрастно укажу на твои сильные и слабые стороны. Такой взгляд со стороны, чтобы увидеть ошибки.
«Зеркало»
5
— Как думаешь Эльдар, в какой менти-роли сегодня могла бы выступить твоя официантка?
— Да пожалуй, подходит только пионер — рассказать про меню, про акции, про суп дня, не знаю. Советчик — самое оптимальное: берите цезарь, не ошибётесь.
— Верно! А я сейчас побуду твоим ментором в роли зеркала. Я вижу, что эта, в общем-то, штатная ситуация, вывела тебя из себя. Скажи, что у тебя происходит?
— Ох, Витя… Собственно, время озвучить мой сегодняшний запрос. За неделю моей работы на позиции главы отдела выявился скрытый конфликт с сотрудниками. Они меня не то чтобы не уважают. Не доверяют, что ли… Продолжают делать всё так, как привыкли до меня, только на словах принимая мои идеи. Это бьёт по моей самооценке.
— Знаешь, правильно сформулированная проблема — половина решения. Давай кратко: в чём твой запрос сегодня?
— Эмм… Как заставить сотрудников меня уважать?
— Спасибо за лаконичность, Эльдар! 
Сейчас я переключусь в роль защитника
... и поддержу тебя. Нормально встретить сопротивление команды новому руководству. Дело не в тебе, а в их стремлении к сохранению существующего положения вещей. Они боятся, что ты всё изменишь. Молодец, что озвучил проблему и не побоялся показаться слабым.
... и скажу тебе, что ситуация как нельзя кстати. Среди твоих новых сотрудников мы можем найти тебе ментора в позиции «взгляд снизу». Мы узнаем у него твои точки роста как руководителя и заодно поднимем лояльность команды, ведь ты открыто прислушиваешься к их мнению.
Теперь я побуду гуру
Эльдар задумался. Чай давно остыл.
— Попроси счёт и пойдём съедим по чизбургеру, — подмигнул Виктор своему менти. — Я тебе пока скину на почту PDF с принципами эффективного взаимодействия ментора и менти. Так сказать, для общего сведения.
Принципы эффективного взаимодействия ментора и менти
  • 1
    Двусторонняя проактивность
    Ментор и менти стремятся к результату.
  • 2
    Безопасность
    Ментор организует комфортное пространство, чтобы менти мог проявлять себя и не боялся ошибаться.
  • 3
    Отслеживание результатов
    Ментор регулярно оценивает прогресс менти.
  • 4
    Взаимное уважение
    Внимание и соблюдение личных границ.
  • 5
    Принцип конфиденциальности
    Ментор и менти не рассказывают другим сведения, которые получены в рамках совместной работы.
  • 6
    Принцип контекста
    Ментор учитывает сферу деятельности и корпоративную культуру компании. Если что-то идёт в разрез с правилами или культурой компании, ментор откажет менти.
— Подожди, а что мне делать-то с сотрудниками? — испуганно взглянул на ментора Эльдар.
— Готового решения я тебе не дам, ты же знаешь, — лукаво улыбнулся Виктор. — Совет, рекомендация — пожалуйста. А ты уже переосмыслишь под себя, договорились? Давай я тебя чизбургером угощу. Пошли?
Коллеги покинули кафе и переместились в соседнюю точку с бургерами. Там они ещё немного поговорили и разошлись. Виктор посоветовал Эльдару на следующей неделе дать обратную связь каждому сотруднику и запросить фидбэк у них. Это поможет прояснить ожидания команды и установить более доверительные отношения.
По дороге в офис Виктор вспомнил, как он впервые встретился со своим первым менти. И смех и грех…
Флешбэк: ошибки ментора
Неопытный ментор Виктор ждёт менти в тогда ещё работающем Старбаксе. Вокруг много сосредоточенных людей с макбуками, как будто это не кофейня, а офис. Сквозь гул и жаркие обсуждения эпохального рэп-баттла к нему пробирается менти — это Оксана.

Они два часа обсуждают проблему Оксаны. Виктор полностью прописывает для неё стратегию развития на три месяца и даже помогает составить письмо с фидбеком её подчинённому. Считал себя умнее Оксаны, не запрашивал у неё обратную связь и пытался гиперопекать, а не чётко регламентировать отношения.
Ох, вспомнить неловко, каким зелёным ментором он был: всё брал на себя, бросался готовыми решениями и воспринимал успехи и неудачи менти как свои собственные. Тогда после года менторства Виктор составил для себя список типичных ошибок ментора и менти. Вот он.
Список ошибок ментора
1
Делать задачи вместо менти
2
Отвечать менти в любое время
3
Гиперопекать менти
4
Не проговаривать (и не прописывать!) формат отношений с менти
5
Не давать или не регулярно давать обратную связь
6
Смотреть свысока и строить отношения не на равных
Список ошибок менти 
(спасибо, Оксана!)
1
Соглашаться с советами ментора, но ничего не делать и находить причины бездействия.
Это психологическая игра «Да, но…» (автор теории таких игр — Эрик Берн. Подробнее здесь)
2
Требовать простых моментальных решений
3
Ждать, что ментор сделает задачу вместо него
4
Перекладывать ответственность за результат
Давайте закрепим знания по модулю 2?
Выберите единственно правильный ответ.
Начать квиз
Какое слово не обозначает одну из 5 ролей ментора по типологии Скотта Мауца?
Нет! Эта роль есть.
Правильно!
Неверный ответ!
Неверно!
Подумай еще!
Нет!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Выберите роль, в которой ментор вдохновляет менти.
Нет!
Неправильно!
Верно!
Неверно!
Подумай еще!
Неверный ответ!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какая из этих типичных ошибок НЕ относится к ошибкам менти?
Все верно!
Подумай еще!
Неверно! Это относится к ошибкам.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какому принципу противоречит работа с запросом менти на помощь ментора в подготовке к собеседованию в другую компанию?
Верно!
Нет! Подумай еще.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ты в начале пути
Похоже, у нас появился новый перспективный ментор. Изучай курс, и скоро ты станешь мастером, к которому хотят попасть все менти.
Пройти еще раз
Привет, ментор!
Хороший результат! Кажется, ты добился прогресса в понимании менторства. Продолжай в том же духе.
Пройти еще раз
Ого! 
Да у нас тут прирождённый ментор. Отличный результат: совсем скоро ты будешь готов к своему первому менти.
Пройти еще раз
В следующей серии
Ошибки — важная часть процесса роста. Хорошая новость в том, что наши ребята, похоже, нашли общий язык и им есть, что передать друг другу. В следующей серии мы сосредоточимся на алгоритмах, упорядочивающих заключение и соблюдение контракта между ментором и менти. «Что за контракт?» — спросите вы, а мы ответим, что об этом — в следующей серии :)