Что будет на курсе
Подсказки
Что будет
в материалах
Итоговый
тест
К кому обращаться
с вопросами
Задать вопросы по курсу
Что еще изучить
Что будет на курсе
Привет и добро пожаловать в Логистику Яндекс Маркета! Очень хочется, чтобы твое погружение в работу было плавным и комфортным. Курс поможет познакомиться с основными процессами в логистике маркетплейса — они отображены на интерактивной карте в виде четырех локаций.
На курсе ты узнаешь:
— как создается заказ и что с ним происходит после оформления;
— какое место в логистике занимают склады и сортировочные центры;
— что такое «последняя миля» и какие виды доставки заказа есть в Маркете.
Чтобы пройти курс максимально эффективно, нажимай на объекты, исследуй локации и выполняй интерактивные задания. А если хочешь узнать еще больше, обязательно запишись на экскурсию в логоцентр Софьино или сортировочный центр. Там ты своими глазами увидишь, как всё работает изнутри, — это круто поможет тебе в работе. В регионах также можно посетить сортировочные центры.
Подсказки
Если ты видишь на локации мигающий объект, наведи на него курсор, чтобы увидеть подсказку. Собирай все подсказки: они помогут тебе сдать итоговый тест и заработать максимальное число баллов.
Что будет в материалах
Локация 1: Заказ. Как создается заказ, от чего зависят сроки доставки, какие способы доставки есть в Маркете и чем так важна служба контроля качества (СКК).
Локация 2: Склад. Какое место в логистике Маркета занимают склады, как устроены хранение, сортировка и отгрузка, какие системы и роботы облегчают работу складским сотрудникам.
Локация 3: Сортировочный центр. Как работает СЦ, как происходит прием товаров и комплектация заказов, что такое движимый флот и зачем нужна программа Logistrator.
Локация 4: Доставка. Какие виды доставки есть в Маркете, что такое «последняя миля», как устроены маршрутизация курьеров и возвратная логистика.
Итоговый тест
В конце курса тебя ждет тест, который покажет, насколько удачно прошло твое первое погружение в логистику. Не переживай: если ты хорошенько изучишь локации и найдешь все подсказки, то легко справишься с тестом. Тем более что у тебя будет целых три попытки.
К кому обращаться с вопросами
По багам курса пиши Ангелине Зоновой (ее логин в телеграме — @angelinapirs)

По всем дополнительным вопросам пиши бадди или HRBP (HRBP и бадди указаны на твоей странице стафф).
Задать вопрос
Сроки доставки — Комбинатор — Никита Деревянко
Процессинг заказов — Паша Головин
Процессинг возвратов — Ваня Портнов
Мониторинги, коммуникации с покупателями — Галя Кашина
Проблемы продавцов по моделям FBS и Экспресс — Никита Дворников
Логистические модели — Антон Сокольников
СЦ+ ПВЗ — Наташа Коростелева
Магистрали — Володя Строило
Курьеры — Юля Солодовникова
Собственные торговые марки — Алексей Иванов
Движимый флот — Андрей Антипов
Логистические точки — Катя Кирова
Что еще изучить
После этого курса обязательно пройди курс по e-commerce. Он поможет разобраться, как устроен бизнес Маркета и электронная коммерция в целом. А еще ты узнаешь, как в Россию пришел Алиэкспресс, как Маркет зарабатывает и по каким метрикам оценивает эффективность работы.
Привет!
На связи Коробочка, я — неотъемлемый элемент логистической цепочки, поэтому буду сопровождать тебя на протяжении всего погружения в логистику. Меня ты найдёшь рядом со справочной информацией и важными терминами.
Путь заказа
Чтобы тебе было понятнее, как устроена логистика Маркета, сначала расскажем, какой путь проделывает каждый заказ, сделанный через маркетплейс.

Логистика начинается с карточки товара в Маркете. Мы называем ее «маркет-SKU» (MSKU). Внутри карточки ты можешь найти офферы — предложения с разными ценами, сроками и информацией о том, сколько можно купить таких товаров.
Клиент вводит в поисковой строке интересующий его товар.
Заказ падает в корзину.
Клиент его оплачивает.
Из десятков и сотен офферов он выбирает тот, который устраивает по цене и срокам доставки.
Как выглядит путь заказа?
MSKU для самых популярных часов Xiaomi Band 7
Из оффера — на склад
После того как клиент оплатил оффер, на склад продавца или Маркета приходит информация о новом заказе и начинается сборка.

Работа на складах Маркета цифровизирована и даже роботизирована. Да-да, у нас есть свои Валли :) Умная WMS-система предлагает оптимальные маршруты и помогает отборщикам избежать пробок. В палетной зоне хранения товары инвентаризирует робот — он ездит по аллеям, сканирует, фотографирует палеты (специальные поддоны для хранения), считывает штрихкоды. Всё это — собственные разработки Маркета, и мы не планируем на этом останавливаться.

Товар хранится на складах по всем правилам, чтобы ничего не испортилось и соблюдалось товарное соседство. Например, автомобильные шины нельзя хранить рядом с молочными продуктами, для каждой из этих категорий существуют отдельные зоны хранения. Там же, на складе, товары раскладываются по заказам и отправляются в сортировочные центры.
Со склада —
в сортировочный центр
Дальше со склада заказы едут в сортировочные центры на брендированных фурах. Обычно это происходит ночью.

Сортировочные центры бывают средней и последней мили. В них заказы перераспределяются: в первом случае их отправляют дальше в сортировочные центры последней мили, а во втором — прямо к клиенту.

Задача сортировочного центра — распределить заказы по маршрутам с учетом сроков, стоимости и других параметров доставки. В СЦ заказ проходит несколько этапов сортировки и затем попадает в курьерскую службу, которая занимается доставкой заказов. В этот момент начинается «последняя миля» — когда осталось только доставить заказ клиенту.
Из сортировочного центра — на доставку
Следующий и завершающий этап — доставка до клиента. Курьерские маршруты выстраивает специальная программа Яндекс Маршрутизация. Она просчитывает путь до минуты в зависимости от адреса, загруженности курьеров и пробок.

Самые популярные виды доставки — в пункт выдачи заказов (ПВЗ) и по клику в ближайшую Яндекс Лавку. Об этом еще расскажем подробнее в Локации 4.