К Локации 4
К карте
К Локации 2
Локация 3
Сортировочный центр
Заказы со складов (Локация 2) приезжают в сортировочные центры (СЦ) двух видов. В сортировочных центрах средней мили перераспределяется огромное количество заказов: их сортируют в палеты или оборотную тару, маркируют и отправляют в сортировочные центры последней мили. А там и до покупателя рукой подать. О доставке клиентам мы поговорим в Локации 4.
Каждую ночь на работу выходят около 1 000 человек. Скоро эта цифра будет больше, потому что объемы заказов в Маркете растут год к году.
СЦ работают 24/7 по четким алгоритмам, прописанным во всех программах, чтобы всем было понятно, какой процесс во сколько начинается и заканчивается. Давай познакомимся с этими алгоритмами.
СЦ работают круглосуточно, чтобы успевать принимать поставки, отправлять заказы и делать это быстро.
Так выглядят сортировочные центры Маркета и автомобили курьерской доставки, только пятитонных фур не хватает
Больше заказов — больше коробочек!
i
Тайминги операций на СЦ
Тайминги на СЦ критически важны. С утра и весь день на СЦ приезжают продавцы с упакованными заказами, их принимают и передают на сортировку. Также продавцы могут получить свои возвраты, если покупатели отказались или не выкупили заказы.
Примерный тайминг операций на сортировочном центре. Все стремятся работать по нему (даже роботы)
Поставки заказов со складов приходят с 19 часов до 5 утра. А с 21 и вплоть до 6 утра заказы сортируются и собираются. Первые курьеры приходят уже в 6 часов. Если вдруг СЦ не успеет отправить курьеров до 7 утра, то часть заказов может опоздать к покупателям.
Самая важная работа на СЦ происходит ночью, пока большинство людей сладко спят.
Вот так масштаб!
По логистической модели DBS продавец хранит свои товары сам, поэтому упакованные заказы привозит сразу на СЦ. На наш самый большой СЦ Тарный приезжает больше 5 000 продавцов. И это еще не много: всего в Маркете 80 000 продавцов.
i
Сорт, предсорт
В СЦ специалисты работают круглосуточно, но самое ответственное время — с 21 часа до 6 утра. Потому что до 5 утра подъезжают поставки, а первые курьеры приходят уже в 6. И за это время нужно сделать сорт и предсорт.
Предсорт — это предварительная сортировка заказов. Так как их очень много (счет идет на десятки и сотни тысяч), весь объём делится на порции — «квадраты». Это делается для оптимизации процесса сортировки.
А вот дальше уже идет сорт, то есть сама сортировка в палеты для отправки на следующее направление — СЦ последней мили.
Прием заказов от продавцов
В СЦ средней мили сосредоточено огромное количество упакованных заказов от продавцов. Здесь специалисты принимают поставки от продавцов и со складов, оформляют возврат заказов, сортируют и перераспределяют отправления. В сортировку заказов входят маркировка и подготовка документов.
Вот моя задача — тебя поддерживать :)
К слову, товары на СЦ не хранят, этим занимаются только склады. У каждого логистического элемента своя задача.
Составные части любого СЦ: щепотка палет, кусочек пленки, жменька коробочек и небольшая толпа сеток с заказами
Для разных категорий товаров существуют свои правила упаковки, и каждый отборщик склада их знает назубок. Например, шампунь упаковывается в воздушно-пузырчатую пленку, а вот соль для ванны — в коробку с наполнителем.
А я и думаю, что во мне так забавно шуршит. По ощущениям, гель для душа с клубничным ароматом))
i
Возврат товаров продавцам
Если покупатель отказывается от заказа, он оформляет возврат, приносит заказ в ПВЗ или отправляет курьером. Дальше заказ попадает на СЦ последней мили и путешествует по цепочке объектов СЦ до пункта, где этот товар сдал продавец. Когда заказ добрался, партнеру уходит письмо, что можно забирать товар.
Отгрузка магистралей
В Локации 1 мы выяснили, что логистическими маршрутами в Маркете руководит математическая структура — логистический граф. Ребра в графе называются магистралями, а рейсы фур и курьеров по ним называются магистральными перемещениями.
Магистральные перемещения
Это тот самый великий и ужасный волшебник Оз логистический граф, в котором можно найти все маршруты Маркета
Всего каких-то
60 часов! :)
В графе можно точно рассчитать, как быстренько доставить заказ из Софьино до покупателя в Челябинске.
Движимый флот
Logistrator
Движимый флот — это машины, которые возят заказы: фуры-пятитонники и курьерские фургоны Ford Transit. Про последние ты еще узнаешь подробнее в Локации 4.
Как ты уже помнишь, в Маркете есть Logistrator, программа, которая содержит в себе подробности о движении заказа со склада в СЦ.
В разделе «Связи» видно, сколько времени займет путь заказа из ФФ Софьино в любой СЦ средней мили, во сколько он отправится и прибудет.
Если выбрать маршрут заказа из ФФ Софьино в СЦ Екатеринбург, то можно увидеть, когда нужно выехать со склада и приехать в СЦ, чтобы там успели разобрать, рассортировать и отправить заказы дальше в логистическую цепочку. Может быть, на следующий СЦ, но уже последней мили. Как видишь, всё просчитано до мелочей. 
Вывод
Задача сортировочного центра средней мили — распределить заказы на следующий СЦ, а СЦ последней мили — передать на доставку. Часто они совмещаются в одном объекте. Пример — СЦ Краснодар. Самые большие СЦ средней мили находятся в Москве: СЦ Тарный, Строгино, Грибки. Там в день пересортируют до 120 000 заказов на 40+ направлений.
Обязательно приезжай в СЦ, чтобы наконец-то познакомиться со мной лично :)
i
Проверь себя
Пройди мини-тест для закрепления Локации 3.
Пройти тест
Какой процесс называется «предсорт»?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какие процессы НЕ входят в работу СЦ?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Магистральными перемещениями называются:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ты в чём-то ошибся. Подумай еще, пожалуйста
Пройти еще раз
Ты в чём-то ошибся. Подумай еще, пожалуйста
Пройти еще раз
Отлично, всё верно!
Пройти еще раз