К Локации 3
К карте
Локация 4
Доставка
Позади три важных локации — заказ, склад и сортировочный центр (СЦ). Осталась еще одна, которая соединяет СЦ и покупателя, как Бруклинский мост — Бруклин и Манхэттен. Именно здесь начинается «последняя миля», где заказы доставляются до покупателя. Это видимый отрезок путешествия Коробочки, который влияет на удовлетворенность покупателя работой Маркета.
Если на средней заказы сортируют, упаковывают и отправляют дальше в следующий СЦ, то на последней миле заказы сортируют и раскладывают по брендированным фургонам курьеров. Отсюда они едут к конечным клиентам — покупателям.
В Локации 3 мы изучили, какие процессы происходят на СЦ средней мили и в чём его отличие от СЦ последней мили.
Так выглядит брендированный автомобиль Маркета
i
Немножко дискомфортно, когда за тобой так пристально следят :)
Доставка до клиента 
Курьер забирает от 300 до 500 заказов, из специальных сеток загружает их в автомобиль и отправляется в путь. 
Сейчас в Маркете пять вариантов доставки заказа до покупателя. 
Чтобы лучше понять, как работает курьерская служба, обязательно запишись к ним курьером на денек)
i
Курьер привозит заказы в пункт выдачи, покупатель получает уведомление об этом через приложение Маркета и приходит за ним, когда ему удобно. 
Пункт выдачи заказов (ПВЗ)
C2C (consumer-to-consumer, потребитель для потребителя)
А еще недавно появилась новая возможность. На ПВЗ можно принести посылку и отправить ее другому человеку на другой ПВЗ в любой город России (вот это да!). То есть такой эквивалент почтового отделения, только внутри логистики Маркета. Так самозанятый продавец может отправлять покупателям свои кружки с героями Marvel или браслеты из натуральных камней. 
Брендированный ПВЗ Маркета
Покупатель выбирает удобную дату и интервал доставки. Курьер привозит заказ. 
В этом случае курьер оставляет заказ в ячейке, а клиент забирает, когда ему удобно.
До двери
Постамат
Здесь заказы ждут покупателей 
Курьер привозит заказ в Яндекс Лавку, а оттуда уже к покупателю — в удобное для него время. В Москве и Санкт-Петербурге это очень популярный способ доставки. И такого варианта нет ни у одного маркетплейса, только у Яндекса (тут прям гордость берёт!).
По клику
Этот тип доставки работает от продавца сразу к покупателю, минуя СЦ. Доставку делают курьеры Яндекс Go за пару часов.
Экспресс
Умные помощники курьерской доставки
На Маркете продают свои товары около 80 000 продавцов. Даже если бы они отгружали по одному заказу в день, это было бы 80 000 заказов. Справиться с таким потоком без программ и специальной техники ни за что не удалось бы. Поэтому помимо LOM, Logistrator и Комбинатора есть Яндекс Маршрутизация и терминал сбора данных (ТСД) — приложение для сортировки заказов на СЦ или товаров на ФФ.
Яндекс Маршрутизация
ТСД (терминал сбора данных)
Чтобы планировать заказы быстро и автоматически, Маркет подключил к этому процессу Яндекс Маршрутизацию. Платформа помогает распределять заказы и составлять последовательные маршруты всем фордам Маркета с учетом пробок, интервалов доставки, а еще веса и даже габаритов автомобиля. 
Терминал помогает вести учет заказов, чтобы ничего не терялось и все данные сразу подгружались в систему.
Возвращение заказов
Даже самые умные системы не могут уберечь логистику Маркета от возвратов. До самого получения покупатель имеет право отказаться от заказа — даже если курьер уже приехал к двери или привез заказ в ПВЗ. Но как только покупатель забрал заказ из рук курьера или в пункте выдачи, заказ считается доставленным. 
Если после этого покупатель передумает, ему придется оформить возврат и отправить его почтой или отнести в ПВЗ.
Он вернется в логистическую цепочку и приедет на склад Маркета или продавца. 
Маркет следит за потерями такого рода и старается их минимизировать: контролировать качество товаров, проверять продавцов, уделять внимание упаковке.
Количество возвратов — очень значимая величина. 
Вывод
Все логистические процессы ведут к тому, чтобы покупатель получил товар и был доволен сервисом и сроками доставки. Ради этого работают тысячи людей и множество программ в Маркете. Это сложные математически выверенные процессы, которые воплощены в четырех масштабных локациях и сконцентрированы на создании и перемещении маленькой Коробочки.
Не прощаюсь, увидимся на складе! :)
Ты в Маркете, а значит, точно придумаешь что-то класcное, усовершенствуешь привычное или создашь что-то кардинально новое и невероятно полезное. В этом суть нашей работы: делать маркетплейс, сотрудники которого внимательны к внутренним процессам, чтобы покупатели всегда были довольны, а компания росла.
i
Проверь себя
Проверим твое понимание процессов в завершающей локации.
Пройти тест
Какого варианта доставки нет больше ни у одного маркетплейса?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какой сервис помогает распределять заказы и составлять последовательные маршруты всем автомобилям Маркета с учетом пробок, интервалов доставки, а еще веса и даже габаритов автомобиля?
Дальше
Проверить
Узнать результат
До какого момента покупатель может отказаться от заказа?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ты в чём-то ошибся. Подумай еще, пожалуйста
Пройти еще раз
Ты в чём-то ошибся. Подумай еще, пожалуйста
Пройти еще раз
Отлично, всё верно!
Пройти еще раз
Поздравляем, вы прошли курс погружения в Маркет Логистику!
Переходите по ссылке, где вас ждет итоговый тест (не волнуйтесь, он не сложный).