Нет времени объяснять, на абордаж! Как ввести новичка в курс дела, если в компании всё стремительно меняется
Пошаговая схема подготовки простого, но не простенького и бюджетного, но не дешевенького курса. В качестве примера — онбординг для сотрудников Яндекс Маркета для бизнеса
Что сделали:
провели кастдевы, чтобы изучить процессы и корпоративную культуру;
разработали структуру курса в духе мини-сайта;
придумали контентные фишки;
разработали фирменный стиль курса и сверстали материалы на платформе Articulate Rise.
Кейс кратко
О чём кейс: вместе с Яндекс Маркетом для бизнеса создали небольшой онбординг-курс для новых сотрудников.
Подготовили емкий онбординг-курс для быстрой ориентации в компании. В кейсе показываем, как процессно устроена разработка такого продукта.
Часто функциональная адаптация новичка в компании занимает много времени: нужно понять процессы и структуру, пропитаться корпоративной культурой и ценностями, освоить свои обязанности. Чтобы онбординг прошел комфортно, важно собрать и качественно упаковать внутренние корпоративные знания. Тут пригодится метафора плавания на большом круизном лайнере: маршрут у нас такой, распорядок дня такой, капитан — вот этот импозантный мужчина с бородой, а кофе и печеньки — здесь.
А теперь представьте, что нужно объяснить новичку, как работает стартап, где всё быстро меняется. Здесь уже уместна метафора пиратской шхуны: жаркие схватки с конкурентами, увлекательная погоня за сокровищами и дерзкая вера в удачу. Именно для такого «пиратского» по духу бизнеса мы подготовили онбординг-курс.
Скриншот курса
Знакомьтесь, Яндекс Маркет для бизнеса!
Это отдельный сервис внутри большого Яндекс Маркета. Ребята стремятся сделать маркетплейс для бизнеса таким же удобным, как и для обычного покупателя. Много экспериментируют, рискуют, претендуют на лидерство на рынке — и поэтому негласно называют себя пиратами, которые ходят под черным флагом*.
*Поэтому на скриншотах вы увидите фразу «Чёрный Маркет»
Ну как, Тру, сможете вы подготовить новичка к работе в такой компании, где сегодня он юнга, завтра — шкипер или кок, а послезавтра вы вообще строите форт на необитаемом острове?
Без проблем, ответили Тру. Обещаем, никто не улетит за борт в первые недели плавания и не сляжет с морской болезнью от обилия информации. Распаковывать экспертов внутри бизнеса и упаковывать внутренние знания компании в простую и быструю для изучения инструкцию мы умеем. Такой онбординг-курс — это понятный продукт, который мы делаем быстро и технично.
Мы расскажем вам, как вы работаете :)
В корпоративном мире часто нужно понять, как и что работает в компании на самом деле, кто за что отвечает, куда бизнес в целом движется. Мы знаем, как собрать уникальную экспертизу и отдать ее не только новичкам, но и всем сотрудникам в привлекательном виде. И мы делаем это пошагово. На примере онбординга Яндекс Маркета для бизнеса покажем каждый этап.
Задача: собрать информацию для новичков в виде небольшого одностраничного сайта.
ЦА: новые сотрудники или те, кто перешел с другой должности.
Шаг 1: кастдевы
Чтобы упаковать что-то нужное, надо сначала найти это нужное. Значит, идем к экспертам и сотрудникам Яндекс Маркета для бизнеса. «Свистать всех наверх!» — воскликнули мы и начали серию глубинных интервью.
Пообщались с руководителями различных юнитов, узнали всё о позиционировании, целях и планах компании. Изучили бизнес-процессы: от того, как устроена витрина маркетплейса для юрлиц, до тонкостей оформления документов при B2B-закупках.
Всё узнали и упаковали. Скриншот курса
Тру-лайфхак. Интервью мы проводим в сервисе tl;dv AI Meeting Recorder, который и запишет видео встречи, и сделает текстовое саммари с расшифровкой. Писали о нём в телеграм-канале «Доучились с True Education».
По итогам кастдевов у нас на руках была карта сокровищ: как устроен Яндекс Маркет для бизнеса и как работают B2B-маркетплейсы в целом. Оставалось привлекательно и емко рассказать обо всём новичкам.
Шаг 2: подготовка контента
Мы с клиентом задумали небольшой лендинг, по сути, мини-сайт с несколькими разделами. Только ключевая информация: времени изучать объемные материалы у новичка нет. И только то, что вряд ли изменится, ведь пресловутый «дух стартапа» Яндекс Маркета для бизнеса выражался и в том, что вводные для контента много раз менялись. Закрывались целые направления, приходили и уходили люди, молниеносно росли сам бизнес и число сотрудников. В итоге мы оставили только те данные, которые прошли проверку на незыблемость: ценности и цели бизнеса, специфика B2B-продаж онлайн и тому подобное. А структуру компании и другие динамичные переменные сделали максимально абстрактными. Эта идея воплощена в одной из фишек контента курса — сообщениях сотрудников. При чтении контента участник курса периодически видел табличку «Пришло сообщение», нажимал на кнопку и читал что-то мотивирующее или полезное — как будто получал месседж в личку от коллеги. Эти фразы мы брали из интервью. И часто получалось так, что цитата есть, а человека уже нет — ушел из команды или сменил направление. Тогда мы решили сделать ход конем и подписывать все сообщения как «коллега»:
Кто же этот «коллега»? Скриншот курса
Были и другие фишки, например, потенциально неизвестные новичку термины сразу же объясняли:
Что такое даркстор. Скриншот курса
Что такое метрика GMV. Скриншот курса
Tone of voice — дружеский, заботливый, с толикой юмора. Универсальный и простой вариант, рифмующийся с лаконичным оформлением.
Верстка и дизайн
Курс сверстан на платформе Articulate Rise. Это бюджетный и довольно быстрый вариант упаковки курса, когда скорость и доступность важнее дизайн-наворотов.
Так выглядит в Rise «шапка» раздела. Скриншот курса
Структура курса простая, с минимальной вложенностью.
Так выглядит оформление подраздела. Скриншот курса
Картинка подраздела. Скриншот курса
Rise позволяет разнообразить контент разными элементами типа карусели, аккордеона, списков и выделений. Особого полета фантазии на этой платформе не устроить, но rise-курс всегда выглядит симпатичнее тяжелых полотен текста. Особенно если разработать для курса фирменный стиль и узнаваемые элементы.
Мы подготовили иллюстрации для всех блоков курса. Картинки сделали абстрактными: их можно было собирать из готовых элементов в цветах фирстиля. Часто это были комбинации схематичных изображений: иконок, стрелочек и тому подобного.
Картинка из иконок. Скриншот курса
Сказано — сделано
Далеко не все обучающие программы требуют суперконцепции, сложносочиненного дизайна и витиеватых речевых оборотов (и огромный кейс не всегда нужно писать!). Но абсолютно все обучающие программы (от онбординга до хард-скиллов) требуют экспертных знаний, глубокого понимания внутренних процессов, богатой и уникальной фактуры.
Тру
Привет, коллега! Это Тру. Приходите к нам, мы знаем, как добыть внутренние корпоративные знания и подать их сотрудникам с чувством, с толком, с расстановкой. Клянемся своей треуголкой.
Как вам кейс?
О том, как еще мы работаем над созданием курсов, рассказываем в телеграм-канале «Доучились с True Education».