#контент_и_теория

Юмор в обучении: как обучать с помощью мемов

В двух словах

  • Юмор в обучении повышает вовлеченность и улучшает запоминание материала.
  • При этом шутки должны быть понятны аудитории и логично вписываться в смысл урока.
  • Мем работает, если отражает рабочую или жизненную ситуацию, с которой сталкиваются участники.
  • Для этого важно провести исследование и узнать, чем живет аудитория обучения.

Почему юмор в учебном контенте эффективен

Юмор в уроках — не просто смешные картинки с котиками, чтобы разбавить слайды с кучей текста. В умелых руках это инструмент, который помогает сделать теорию ближе к живому опыту участника.

Как это работает:

  • Юмор активирует зоны мозга, связанные с поощрением и памятью. Исследования утверждают, что когда участник улыбается, он лучше воспринимает и запоминает информацию. 
  • Шутка в понятном для аудитории контексте формирует эмоциональную связь между материалом и личным опытом участников, тем самым усиливая вовлеченность.
  • А еще юмор снижает напряжение и помогает участникам расслабиться — в более «теплой» атмосфере внимание работает лучше.

Юмор как язык аудитории

Но есть одно «но»!
Юмор не универсален — смешная для одного человека шутка может показаться оскорбительной для другого. Поэтому использовать юмор стоит осторожно.
Следуйте особым правилам:
1
Правило 1. Понимать, чем живет аудитория
Так как большая часть нашей жизни происходит в диджитал-пространстве, то нужно «выкупать» мемы и тренды, разбираться в отсылках к поп-культуре.
Пример от Тру:
Представьте курс о корпоративных ценностях, который нужно сделать живым и узнаваемым. Как показать, что в компании ценят индивидуальность и свободу быть собой?
Мы начали с исследования аудитории. На интервью участники рассказали, что у них есть кавер-группа, исполняющая песни «Короля и Шута», а один из сотрудников держит дома лису. Эти детали стали основой сторителлинга и помогли создать чувство сопричастности у аудитории.
2
Правило 2. Не писать шутку ради шутки, а встраивать ее в контекст темы обучения
Юмор всегда должен быть к месту и не раздражать обучающегося. Например, в курсе «Управление проектами» будет уместен мем про пропущенные дедлайны:
Проверьте, уместна ли ваша шутка в образовательном материале: чек-лист
*Select one or more options

Проведите исследование аудитории на мемовосприимчивость

Прежде чем добавлять мемы и шутки в обучение, важно понять, что будет действительно смешно будущим студентам.

Как мы рекомендуем действовать:

  • Проведите короткие интервью
    Задайте простые, но показательные вопросы, чтобы прощупать интересы и ценности:
    • «Какие мемы чаще всего всплывают у вас в чате?»
    • «Какие сериалы или YouTube-каналы вы смотрите?»
    • «Что вас обычно смешит на работе?»
    Такие разговоры занимают 10−15 минут, но дают массу инсайтов о том, на каком языке общается аудитория, какие темы ей откликаются и какой тип юмора считается уместным.
  • Обращайте внимание на детали
    Важные идеи прячутся в мелочах: кто-то обожает «Короля и Шута», а кто-то чувствует себя героем мокьюментари. Вроде бы мелочи, а на самом деле цельные культурные коды, которые можно вплести в сценарий обучения.
  • Используйте результаты в дизайне обучения
    На основе этих наблюдений можно выбирать визуал, персонажей, язык и даже структуру подачи. Если команда живет мемами, можно встроить их в объяснение теории или обратную связь. Так вы адаптируете обучение под язык аудитории, а не навязываете свои правила.
Тру пример из нашего курса по коммуникации: вместо трех абзацев текста мы передали сложные концепции через кадры из американских ситкомов нулевых. Согласитесь, сразу чувствуется жизненность ситуации?

Мемы в обучении и подходящие форматы

В True Education мы используем мемы как инструмент вовлечения, чтобы установить контакт с аудиторией и создать ощущение причастности.

Ниже покажем, как это сделать.
1
Слайды и презентации
Вы начинаете новый модуль и вставляете мем «Когда ты понял тему лишь на 90%» как вводный слайд. Он задает настроение, снимает излишнюю серьёзность и плавно ведёт к теме.
2
Чаты и форумы
В рабочем чате курса можно раз в неделю публиковать «Мем недели». К примеру, в одном из IT-гигантов на учебном потоке для вовлечения студентов была введена традиция: отправлять мем с жабой «It's Wednesday, my dudes» и ссылкой на форму обратной связи. Такой трюк помогал с вовлечением студентов и увеличивал количество фидбэка.
Не можем показать скрины, NDA, но вот вам мем с жабой
3
Видеомодули
В видео можно ввести героя-мем-персонажа или элемент юмора. Знакомый пример и юмор вызывают у участников чувство «это про меня» и помогают легче воспринимать контент.

В программе повышения эмпатии для Ростелекома мы донесли ценность саппорта через короткие видео.
Еще пример из нашего мини-курса по цифровому общению. Через персонажей сериалов и знакомые отсылки можно показать, как точно не надо вести коммуникацию:
4
Геймификация
Предложите аудитории обучения задание: «Придумайте мем про то, как вы решаете задачу X». После они делятся своими мемами, голосуют за лучший и обсуждают, почему именно этот мем кажется самым смешным и каким образом отражает тему обучения. Игровой элемент создает эффект вовлечения и помогает материалу лучше закрепиться.

Как добавить юмор в образовательный продукт

  • Согласуйте с клиентом, для какой аудитории будет создаваться обучение и какие шутки будут допустимы
  • Создайте мудборд с отсылками и примеры мемов, которые «зайдут» будущим участникам.
  • Сразу заложите фундамент для юмора в фирменном стиле обучения. Это будет отражаться как в визуальном коде презентаций, так и в коммуникации с участниками.
  • Проведите пилотный запуск: покажите разработку фокус-группе и проследите за реакцией. После этого соберите фидбэк и внесите необходимые правки.

Предупреждение

Помните главный принцип: всего должно быть в меру. Если мемы и шутки выглядят навязчиво или непонятны учащимся — эффект может быть обратным: снижение доверия аудитории и чрезмерное упрощение образовательного материала. И да, здесь как в стендапе: лучше одна хорошая шутка, чем пять слабых.
Еще по теме:
Курс-сериал по управленческим скиллам: как Яндекс Маркет готовит сотрудников к роли руководителей
Читать
Кейс
Learning agility: комикс-курс для Ростелекома
читать
Кейс
«доучились»
следи за нами
контакты
Познакомиться с нами ближе можно в телеграм-канале «Доучились»
Подписаться
Послушать выпуски подкаста здесь
послушать
Вы хотели бы получать письма от Тру?
да