Экскурсия по жилому комплексу «Ценностный»: как интересно и доходчиво рассказать сотрудникам о корпоративных ценностях
Тру и Самолет разработали увлекательный спецпроект в рамках продвижения новой корпоративной культуры застройщика. Делаем внутренние коммуникации особенными.
Как донести до нескольких тысяч сотрудников суть корпоративных ценностей? Познакомить их с людьми, живущими в соответствии с этими ценностями. Так на карте (пока воображаемой) появился новый современный жилой комплекс, полный новых знакомств и непростых выборов. Мы назвали его «Ценностный» — и сочинили о нём четыре истории.
Карта проекта
Заходит разговор о мечтах, и оказывается, что все жители уже исполнили или исполняют свои мечты. Маргарита переехала и занимается любимым делом. Лина играет в группе. Виктор проектирует общественное пространство. Марк помогает людям с помощью технологий. А Аврора просто растет, и ее мама рада, что она «достаточно хорошая мать». А когда даже самые маленькие мечты исполняются, весь наш жилой комплекс меняется к лучшему.
А какая мечта появилась у тебя после прогулки по жилому комплексу «Ценностный»?
Так заканчивается наш обучающий курс для компании Самолет. Это был проект про ценности компании, про смелых людей и про их мечты. А как он начинался и создавался — расскажем прямо сейчас. А еще о том, чем питаются истории, как строится визуальное повествование и почему корпоративные ценности проще понять на обычных жизненных ситуациях. Добро пожаловать на креативную стройплощадку жилого комплекса «Ценностный»!
О компании Самолет
8 000+ сотрудников.
Топ-1 в рейтинге лучших работодателей России в отрасли строительства и недвижимости по версии HH.ru в 2023.
Задача: рассказать про ценности, не задушнить и не перепафосить
Самолет — это уникальная, передовая корпоративная культура. Свободная, смелая, открытая и амбициозная. Несколько лет компания вкладывается в создание и распространение новых стандартов работы и мышления.
Ребята пришли в Тру с предложением креативно рассказать сотрудникам Самолета про четыре ценности компании. Рассказать так, чтобы они не просто пролистали обучение, а запомнили и начали внедрять ценности в работу.
Вот эти ценности:
Свобода быть собой, оставаясь частью команды.
Дерзость не признавать статус-кво.
Сила умных решений.
Мечта вращать планету.
Цель проекта: сотрудники знают ценности компании и понимают индикаторы каждой из них. Видят связь ценностей и продуктов, которые создает компания. При этом они могут не разделять все ценности на 100%: кому-то ближе дерзость, кому-то — сила умных решений. Но понимать, как работают ценности и к чему идет компания, — важно.
Самолет хотел сделать небольшой, но сильный и нестандартный проект, который поднимет интерес к теме корпоративной культуры. Как впоследствии призналась менеджер заказчика Аня, наша идея жилого комплекса «Ценностный» была беспроигрышной.
Анна Герасимова
на тот момент руководитель направления контента внутренних коммуникаций Самолета
Анна Герасимова
«Был момент, когда я поняла, что, если мы это не сделаем, я буду жалеть об этом всю свою жизнь. Очень редкий случай, когда идея настолько классная, что не сделать это — как будто совершить большую ошибку».
Так в чём была идея?
Что придумали Тру, или Как мы на полгода стали девелоперами
Мы решили поиграть в застройщиков: спроектировать, нарисовать и «заселить» персонажами с житейскими ситуациями выдуманный жилой комплекс «Ценностный». В него входят четыре дома: Свобода, Дерзость, Сила и Мечта. Они символизируют четыре ценности Самолета, которые объединяют жителей комплекса и сотрудников.
Читатель последовательно проходит через пространство ценностей Самолета в виде закрытого микрорайона с общим двором, спортплощадкой, верандой на крыше, где тоже происходит коммуникация.
Вот так выглядит страница дома «Свобода»
Читая богато иллюстрированные тексты на платформе Tilda, человек проходит по четырем разным корпусам ЖК, где и знакомится с ценностями через встречи с обитателями домов. И выполняет задания на понимание ценностей, помогая жителям делать верный выбор. Корпуса объединены одной идеей, главной миссией компании — мечтой вращать планету. Мечтой же заканчивается путешествие по «Ценностному».
Внутри каждого лонгрида:
истории с персонажами корпуса — свободными, дерзкими, умными и деятельными мечтателями;
авторские иллюстрации в фирменном стиле проекта;
отсылки к существующим продуктам компании, которые олицетворяют конкретную ценность;
интерактивные квизы на понимание ценности («как стоит поступить герою?»);
финальное более формальное описание ценности;
саммари (выжимка того, что нужно знать о ценности и как проявлять ее в работе).
В итоге получилось четыре лонгрида — по одному на каждую ценность. «Вход» в них был устроен в виде карты:
Каждый дом на карте комплекса «сдавался» с шагом в две недели. Так сотрудники последовательно изучали каждую порцию контента: читали лонгриды и проходили тесты/квизы, когда удобно. На изучение пяти лонгридов требуется полтора часа.
Арт-директор проекта Диана рассказывает о механике «Ценностного»
Итак, мы спроектировали и построили жилой комплекс. Структура и механика курса понятны. Оставалось наполнить «Ценностный» жизнью: настоящими историями о том, как проявляются ценности компании в работе. За ними мы и отправились на интервью с сотрудниками Самолета.
Кастдев: как мы собирали истории и эмоции
Чтобы контент образовательного продукта в рамках проекта был максимально приближен к рабочему контексту участников, мы провели серию интервью с сотрудниками. Хотели собрать примеры проявления ценностей в работе.
Заслушались!
К нам на звонки приходили крутейшие люди, горящие, увлеченные, необычные, реально живущие ценностями компании. Контента собрали немало — и многое использовали в сюжетной линии. Например, описали кавер-группу, играющую «Короля и Шута», — такая есть в настоящем Самолете. Один участник рассказал про свою домашнюю чернобурую лису (мы называли ее «чернобровая»), которая натолкнула на мысль ввести в сюжет домашнюю игуану, чтобы срифмовать появление экзотического питомца с ценностью «свобода быть собой».
Цитата с кастдева: «Самолет — это новый Яндекс»
Истории смелости, открытости, яркие мечты и продуманные планы — всё это мы нашли на кастдевах и интегрировали в тексты.
Отдельно мы собирали фишки проектов Самолета:
1;Плейхаб
2;Велодорожки
3;USB-зарядки в зонах отдыха
4;Соседские центры
5;Зарядки для электромобилей
6;Соседские огороды
7;Благоустройство прилегающих территорий
8;Социальная инфраструктура
9;Общественные террасы
10;Пешеходный бульвар
11;Арт-объект
12;Ярмарки
13;Мобильное приложение САМОЛЕТ ПЛЮС УК
14;Система «Умный дом»
15;Комфортные и удобные клиентские офисы на территории каждого ЖК
Хитом была чудо-лапомойка для собак — ее всё знают и любят
Важно выяснить, как сотрудники понимают ценности. Даже если ценности пришли «снизу», как в случае Самолета. И тем более когда ценности пришли «сверху»: если их прописали и спрятали в стол. А на самом деле ценности — это ядро, которое объединяет вокруг себя сотрудников и амбассадоров компании. Ценности надо сделать живыми — показать, как они проявляются в компании. И поэтому мы посвятили много времени как раз изучению того, что такое ценности, как они проявляются.
Таня Крючкова
методолог Тру
Как выяснить настоящее отношение сотрудников к ценностям через кастдевы?
Если спросить напрямую: «Как вы относитесь к ценностям?», каждый сотрудник скажет «люблю», «обожаю», «знаю и полностью разделяю». Но это не всегда так, потому что есть когнитивное искажение. Мы сделали специально такую серию вопросов, которая помогает раскрыть сущностное наполнение ценностей. Сначала мы попросили рассказать про ценность — так, как они это знают. Потом — про то, как она проявляется у них в повседневной деятельности. Потом мы несколько раз перепроверяли и «выпытывали» кейсы, которые относятся к этой ценности, а также антикейсы. Например, что есть проявление ценности «свобода». И наоборот: какое поведение идет с ней вразрез.
Сторителлинг: путешествие к мечте
Прогулка по жилому комплексу начинается у дома «Свобода». Участник встречается с жителями, знакомится с их бытом, привычками и установками. В каждом «доме» участник попадает в три-четыре житейских ситуации и помогает новым знакомым сделать выбор согласно ценностям.
Интерактивы: вовлечение в тему
И здесь роль интерактивов — в том, чтобы люди лучше поняли и запомнили, в чём проявляется та или иная ценность.
Наш мозг так устроен, что если мы просто читаем даже самый интересный контент, то всё равно можем на что-то переключиться и упустить важное. Когда мы в школе писали от руки шпаргалки, таким образом мы запоминали информацию и сами шпаргалки можно было на экзамен не брать. То есть важно подкрепить восприятие информации чем-то, что мы делаем. Так работают даже самые простые интерактивы.
Вот так выглядит вопрос после знакомства с любителями домашних животных в доме «Свобода»:
Вот такие там варианты ответа:
После выбора ответа участник получает расшифровку: почему именно такое поведение соответствует ценности дома. Верный ответ он увидит, даже если выбрал не тот вариант — так интерактив закрепляет знание.
Домчат
Интересная фишка контента — «домчат», где «дома» общаются в tone of voice, соответствующих ценности каждого:
Завершает прогулку по каждому дому более формальный рассказ о ценности, чтобы никто не потерял суть за художественной формой.
Саша Гридасов
главред Тру и автор текстов проекта
Как писать о ценностях?
Сначала нужно их понять: что на самом деле заложено в громкие фразы, на что бизнес хочет влиять через корпоративную культуру. Затем посмотреть, как на самом деле сотрудники считывают и понимают ценности. Я как автор присутствовал на всех кастдевах, чтобы поймать волну Самолета и собрать непридуманные истории проявления ценностей. Если у вас уже есть материал, эмоции, вайб — остается придать контенту форму, не растеряв главное по дороге.
Как выбрать стилистику? Часто о ценностях пишут официально, будто поднимают флаг под исполнение корпоративного гимна. И это ок. В случае Самолета, нестандартной во всём компании, мы выбрали писать эмоционально, художественно, с привязкой к житейскому опыту и реальным отношениям.
Возьмем абстрактный пример корпоративной ценности: всегда получать лучшее для компании. Если мы напишем о том, как говорить с подрядчиками, чтобы получать лучшие для компании условия и качество, есть риск скатиться в выхолощенную корпоративную историю про tone of voice. Если мы подадим эту ценность через историю про то, как договариваться со специалистом, который будет делать дизайн в вашей новой детской прямо перед рождением первого ребенка, это может обеспечить эмоциональное вовлечение.
И там и там важно действовать согласно ценности — получить лучшее для компании/семьи. Но бытовая история нагляднее показывает, как ценность проявляется. Это более благодатный для ассоциаций с собой и легкий для усвоения материал.
Поэтому мы пошли через сторителлинг с простыми историями интересных, нестандартных людей, которые в обычной жизни принимают решения на основе ценностей Самолета.
Иллюстрации: какими мы увидели жителей комплекса
В проекте много авторских иллюстраций. По сути, это небольшая книжка с картинками. Изобразили сюжетные ситуации, придумали уникальный вид домов и различные фишки вроде игуаны на поводке.
Диана Бутко
Арт-директор проекта
Перед нами стояла интересная задача: объединить несколько стилей в одном проекте. Это корпоративный стиль Самолета плюс особая айдентика ценностей. Для создания визуала каждой из четырех ценностей мы опирались на архетипы, на смыслы, которые транслирует компания. Совместно с дизайнерами клиента нагенерили изображения четырех домов, олицетворяющие дух каждой ценности. В иллюстрациях и верстке какими-то минимальными деталями показывали отличительные черты домов, при этом сохраняя единый стиль проекта. Смэтчить разные стили сильно помогла дизайн-команда Самолета.
Еще мы поработали со шрифтами — сделали леттеринг в стиле ценностей Самолета. Свой шрифт — отличительная фишка этого спецпроекта.
Дома сданы, стройка продолжается
Итак, четыре дома жилого комплекса «Ценностный» открыты. Новые сотрудники приходят на страницу проекта и знакомятся с его обитателями, читают истории и принимают решения. Структура лонгрида не оставляет шансов не запомнить формулировку и расшифровку каждой ценности. А дальше — только практика. Принятие ценностей и развитие корпоративной культуры — долгосрочная история, которая только начинается с нашего проекта.
Образовательные результаты:
Сотрудники понимают суть ценностей компании, знают, как они проявляются изнутри в каждом продукте Самолета, могут легко определить, какая ценность заложена в основе нового решения.
Сотрудники ощущают, что действуют согласно ценностям в работе, и видят «своих» — коллег, которые действуют так же.
Сотрудники «пропитываются» ценностями компании, что в перспективе формирует пространство для смелых и выгодных бизнес-решений, идущих снизу.
Команда Тру
Марина Войтович
Продуктовый директор
Наташа Королева
Проджект проекта
Таня Крючкова
Методолог
Саша Гридасов
Автор текстов
Диана Бутко
Арт-директор
Диана Князева
UX/UI-дизайнер
Лиза Москадынова
Иллюстратор
Олеся Кормишина
Иллюстратор
Настя Бочарникова
KAM-менеджер, которая до конца верила в проект
Как вам кейс?
О том, как еще мы работаем над созданием курсов, рассказываем в телеграм-канале «Доучились!».