#визуал

Коммуникационный дизайн в обучении: вовлекаем через визуал

Рассказываем, как работает коммуникационный дизайн и на что стоит обратить внимание разработчику корпоративного обучения.
В двух словах

  • Коммуникационный дизайн в обучении — это не просто способ наполнить контент визуалом, а полноценный инструмент для вовлечения. По сути, это умение эффективно донести нужную информацию с помощью визуальных образов — шрифтов, иллюстраций и цветового оформления.
  • Разработка визуальной коммуникации включает два этапа: первый — согласование визуальной концепции с клиентом и подготовка мудборда; второй — разработка фирменного стиля.
  • Грамотное использование коммуникационного дизайна в обучении позволяет задать нужный эмоциональный тон, облегчить понимание и запоминание информации.

Дизайн как инструмент вовлечения

В марте 2024 года мы опубликовали масштабное исследование опыта корпобучения 318 компаний с общей численностью сотрудников больше миллиона человек. Первые места в используемых компаниями инструментах вовлечения заняли такие категории, как «регулярная обратная связь» и «целеполагание в начале обучения». А на третьем месте, опередив мультиформатность и микрообучение, оказался именно дизайн, точнее, «современный стиль в дизайне материалов».
«Современный стиль в дизайне материалов» как инструмент вовлечения используют 52% респондентов
Неужели дизайн в обучении так важен? Да, если это не просто набор оформительских приемов и картинок, а элемент коммуникативной модели, который доносит заложенные в продукт смыслы. Это как раз тот случай, когда мы не просто «показываем красивых рыбов», но еще и «продоем» их — то есть вовлекаем в обучение так, чтобы его участники с интересом и любопытством дошли до финала.

Что такое коммуникационный дизайн

Это передача информации через визуальные образы, гибрид дизайна, психологии и педагогики. Дизайнер коммуникаций понимает, как использовать конкретные элементы — цвет, шрифт, иллюстрации — для передачи того или иного послания.
Пример от Тру. Представьте новичка, который только пришел в компанию и знакомится с ее структурой и корпоративной культурой на онбординге. Как создать эмоциональную связь с компанией? Это поможет сделать коммуникационный дизайн. У нас как раз был такой кейс, и в нём мы спроектировали путь новичка в компанию таким образом, чтобы стартовой точкой был не сухой тренинг, а «космическая» велкам-игра с красочным визуалом и харизматичными игровыми персонажами. Дизайн помог превратить онбординг в креативное и яркое приключение, донес до участников послание: «Оставайся с нами, у нас интересно, и это только начало большого пути».

Как разработать визуальную коммуникацию

Если использовать инструменты коммуникационного дизайна грамотно, повышается эффективность обучения: растет эмоциональное вовлечение, за счет этого материал запоминается лучше, внимание пользователя становится более управляемым, создается цельный и запоминающийся контент. На это работает айдентика обучающей программы.
Айдентика — узнаваемый стиль, который используется во всех материалах курса. Она складывается из выбора графических элементов, стиля, шрифтов, цветовой гаммы.
Дзен-настроение курса «Дзен-гудизм» для VK
Пример айдентики курса "Дзен-гудизм" для VK

Прежде чем этот узнаваемый стиль оформится, команде дизайнеров и клиенту предстоит пройти путь в несколько шагов.

Шаг 1. Состыковка в понимании цели и в видении визуального оформления.

Этот процесс начинается с составления мудбордов.

Мудборд передает общее настроение концепции. Респектабельный клуб или разудалый фестиваль, восхождение на вершину или загадочный детектив — у каждого формата свое настроение, и его можно передать с помощью дизайна.

Согласование мудбордов — один из самых важных этапов в работе над проектом. Если он пропущен, вся последующая работа сожрет намного больше ресурсов: клиент и команда дизайнеров разойдутся в общем видении проекта, нужно будет заново придумывать идеи и воплощать их с нуля.

Только когда мудборды согласованы, можно переходить к следующему шагу.

Шаг 2. Разработка фирменного стиля.

Фирстиль — константа, конкретный документ, который описывает, как будет выглядеть проект: какие в нём будут использоваться цвета, шрифты, логотип, графические элементы.

На этом шаге клиенту важно убедиться, что получившаяся картинка соответствует представлению о конечном продукте и учебным целям проекта.
Пример от Тру. В одном из наших проектов на этапе обсуждения мудборда клиент выбрал не тот референс, на который мы делали ставку, а другой, с изображением девушки. Настроение одной картинки помогло распаковать огромный пласт информации об аудитории, ожиданиях клиента и его визуальных представлениях.
Легко считать характер персонажа: дружелюбный, эмпатичный, мягкий

Роль коммуникационного дизайна в обучении

Корпоративная среда воспринимается как серьезная и регламентированная. Но обращение к эмоциям, использование сторителлинга и юмора в обучении помогает «очеловечить» учебный процесс в компании, сделать его дружелюбным и понятным.

Вот какую роль в образовательном контенте играет коммуникационный дизайн.

1
Задает тональность
Например, через цвет или шрифты. Психология цвета давно изучена: все мы знаем, что один цвет успокаивает, другой драйвит, что красный — цвет сильных чувств и эмоций, а зеленый — креатива и доверия. Точно так же, как у текстов, у визуала есть свой tone of voice, который работает на эмоции и вовлеченность. Для этого требуется понимание аудитории и того, какие образы ей будут близки. Учитываем теорию поколений: не только текстовый, но и визуальный контент должен говорить с участниками обучения на одном языке.
Легко догадаться, где спокойный и мягкий «язык» дизайна, а где — дерзкий и молодежный
2
Повышает понимание контента
На это работает структура: визуально оформленные блоки контента, заголовки, выделение текста, инфографика. Все эти элементы помогают расставить акценты и облегчить восприятие информации. Еще один инструмент легкой коммуникации — визуальная метафора, она позволяет донести сложную идею через понятный образ.
Попробуйте представить текст без визуала, сразу минус 100 к понятности
3
Оставляет яркие визуальные воспоминания
Мы плохо запоминаем факты, но отлично запоминаем истории. А если они подкреплены визуально, интерес и вовлеченность еще выше и повествование остается в памяти надолго.
Пример Тру. В одном из курсов мы нарисовали такого обаятельного персонажа, что он надолго запомнился участникам обучения. А вместе с героем в памяти прочно отложился и контент с его участием. Что за персонаж, спросите вы? А мы не сможем ни ответить, ни показать, потому что NDA :)

Что запомнить

Коммуникационный дизайн включает в себя элементы графического дизайна, управляет восприятием информации и тем самым делает продукт ближе к аудитории.

Задача коммуникационного дизайна — не просто обеспечить учебному продукту красивый и эффектный визуал, но стать частью общего послания и работать на образовательные цели каждым своим элементом.
«доучились»
следи за нами
контакты
Познакомиться с нами ближе можно в телеграм-канале «Доучились»
Подписаться
Послушать выпуски подкаста здесь
послушать
Вы хотели бы получать письма от Тру?
да