Креативный провайдер корпоративного обучения
Хочу тру-курс
Пять моделей в обучении, которые редко кто использует, а стоило бы!
Сделали шпаргалку по моделям, которые применяем в создании обучающего контента. Некоторые из них пришли из бизнеса и круто встроились в обучение, хотя пока не так активно используются, а некоторые трансформировались из традиционных моделей.
Гэп-анализ
Этот подход ориентирует обучение на конкретные шаги и на конкретных людей: сейчас они знают, умеют и делают вот это, а надо, чтобы знали, умели и делали вот это.


Когда понятен разрыв между текущим и желаемым положением вещей, становится ясно, какие шаги нужны, чтобы пройти это «пространство неопределенности».
*нажми, чтобы увеличить
Например, мы хотим, чтобы инженеры техподдержки не только решали технические проблемы с оборудованием (точка А), но и могли продавать (точка Б)

Понимаем, в чём разрыв: нет навыка продаж, отношение к продажам как к «впариванию», незнание приемов продаж.

Подбираем шаги, которые помогут убрать разрыв: проектируем курс с использованием практических кейсов, включаем задания, которые прокачивают навык продажи.
Гэп-анализ помогает увидеть наглядно, какое понадобится количество шагов. Небольшой разрыв получится преодолеть за один шаг: изучил — применил. Разрыв побольше, как в примере, — за несколько последовательных шагов.
CBL— челлендж-бейсд лёрнинг
Почему бы не организовать обучение через решение конкретных проблем? Через ситуацию, в которой человек будет получать навык сразу в деле и точно не «для галочки». Модель challenge based learning («обучение через вызов») предполагает как раз такое погружение и заодно прокачивает гибкость мышления, инициативность и ответственность.

Чтобы справиться с вызовом, нужно пройти три этапа:

1
Вовлечение
Через вопросы о миссии компании (что мы делаем и ради чего) фокусируемся на конкретной области;
2
Расследование
Собираем информацию по проблеме, формулируем конечную ценность, изучаем ресурсы компании;
3
Действие
Формулируем вызов и организуем процесс.
Так действовали участники программы Тру по лидерскому мышлению для телекоммуникационной компании: команды работали каждая над своим проектом, оценивали перспективу, полезность для компании и прорабатывали детали.
Больше информации по модели — здесь.
Модель активных эксплейнеров
Эксплейнер — это объяснение.
Например, в анекдоте о том, как профессор объяснял студентам, что такое беспроводной телеграф:

— Для начала нам надо понять, что такое проводной телеграф. Представьте себе кошку. С одной стороны у нее голова, с другой хвост. И если ей наступить на хвост, то с другого конца кошки раздастся «мяу».

А теперь давайте поговорим о том, что такое беспроводной телеграф. Это всё то же самое, только без кошки.
История про кошку — это и есть эксплейнер.

Мыслить категориями эксплейнеров полезно потому, что помогает понять: что именно мне нужно объяснить учащемуся в этой обучающей единице? Как я это сделаю, как именно я спроектирую эксплейнеры, чтобы им было понятно?
Эксплейнеры бывают и такими

Есть активные и пассивные эксплейнеры.

Пассивный — это когда вы сидите и читаете, что такое эксплейнер и как профессор объясняет студентам, что такое телеграф. Но проблема в том, что качество понимания лучше, когда объяснение активно.

Активный эксплейнер сначала моделирует ситуацию, в которой учащийся задается вопросом: «Как мне сделать так, чтобы...?» или «А что это вообще такое?» или «Да как это работает???» А потом сам ищет ответ. С помощью создателя обучения, конечно.
Онлайн-игрушки и симуляторы — это вариант активных эксплейнеров, когда нужно что-то нажать, сделать, получить результат, снова нажать — и наконец-то понять, как это работает.

Примеры таких эксплейнеров можно посмотреть тут. Их может быть множество и в онлайн-, и в офлайн-обучении. Даже предложение студенту сначала сделать что-то, посмотреть, что получится, и потом задать ему вопрос, почему не получилось желаемое, — это активное объяснение.
Обратный педагогический дизайн
Если педагогический дизайн проектирует образовательный продукт и всё его содержание — контент, порядок блоков, темы, тесты — в определенном порядке, то обратный педдизайн делает то же самое, но с конца.

То есть обучение планируется как движение с навигатором: есть конечная точка и маршрут к ней.

Как действуем:

  • ставим цели обучения;
  • определяем критерии для оценки результатов;
  • планируем содержание исходя из ожидаемых результатов.
Что дает такая модель: понимание того, какое содержимое поможет прийти к цели оптимальным образом. Курс будет четко структурирован, без лишней информации и ответвлений в стороны.
Продуктовый подход
Можно мыслить программу как нечто высеченное в камне: вот есть у нас годовая программа обучения продактов — и на нее идут учиться. А можно относиться к ней как к продукту и применять все понятия, существующие в продуктовом подходе.

Это значит: делаем из обучения продукт, который нужен пользователям, а для этого постоянно запрашиваем обратную связь и формулируем гипотезы. Тут же адаптируем продукт под то и другое, проверяем результат и, если ок, внедряем.

Так аудитория получает больше пользы от обучения, а заказчик обучения — жизнеспособный и рабочий продукт, который со временем становится всё лучше.
Подход требует гибкости, выстраивания коммуникации с обучающимися на программе, но и приносит потрясающие плоды.
*нажми, чтобы увеличить
У каждой модели свои особенности и своя область применения, и тем интереснее внедрять их в дело. Вот вам совет от Тру: никогда не переставайте пробовать новое, чтобы сделать обучение нестандартным и эффективным.

Хотите узнать больше о том, как мы на практике используем эти модели? Почитайте кейсы Тру на нашем сайте

«доучились»
приходите в Тру!
Больше огня и трушности
в телеграм-канале
о нескучном корпоративном обучении «Доучились»
сообщения
сообщения
©2023
ИП Максина Ю.
Креативный провайдер корпоративного обучения