Кейс: «Дзен-гудизм»

Как мы отращивали дзен вместе с VK и котиками
К нам пришли наши старые друзья из команды VK и предложили сделать обучающий онлайн-курс для руководителей отделов о том, как выстоять в условиях идеального шторма и помочь сотрудникам оставаться в форме (и в компании). Такая серия мини-тренировок психологической устойчивости в стиле «успокоился сам — успокой другого».
Мы объединили самые успокоительные вещи на свете — философию дзен и котиков, сделали ёмкий, полезный и забавный курс в сжатые сроки, а сами отрастили нехилый дзен по ходу дела.

Полезный спойлер: в конце материала семь рекомендаций «Как оставаться в дзене и сделать курс в сжатые сроки».

Как появился мини-курс

Итак, VK был нужен онлайн-курс по сохранению устойчивости в качестве оперативной поддержки руководителей. Мы хотели дать ребятам инструменты для оценки состояния команды и активного влияния на него.
Работай так, как ты медитируешь: сосредоточься на главном, получай удовольствие, повторяй регулярно.
Идея: уравновешенный и психологически подкованный руководитель может стать для сотрудников ментором, наставником в дзенском смысле. Помочь обрести устойчивость. Для этого мы обучим руководителей шести аспектам устойчивости и дадим им простые практики, помогающие улучшить эмоциональное состояние команды.

Мы тут же принялись за дело: набросали план курса из 6 уроков и 8 практик + запланировали итоговый мастермайнд с основателем проекта Тру Юлией Максиной. Подключили тру-команду и постоянно были на связи с командой VK, оперативно корректируя контент.

Концепция

VK выбирала из трёх концепций. В итоге победила (к нашей общей радости) идея под кодовым названием «Дзен-гудизм».
«Дзен-гудизм» — мини-курс, где лиды VK смогут стать настоящими дзен-гудистами, то есть обрести устойчивость и научиться помогать своим командам оставаться в ресурсном состоянии, поддерживать коллег бережно и эффективно.
«Дзен» — это знание о том, как устроена психологическая устойчивость, и как её сохранять. А «гудизм» происходит от старинного слова good, что означает: лучше быть в спокойствии, уверенности и позитиве, чем не быть там.

Задачи

  • Научить руководителей разбираться в том, как связаны психология и физиология, и как эта связь отражается на состоянии сотрудников. Для этого мы начали с истории про гормоны и нейромедиаторы.
  • Освоить умение не накручивать себя и не накручивать людей.
  • Предложить завести привычку открыто и честно общаться с сотрудниками, наполняя их уверенностью.
  • Развить в себе желание помогать команде посмотреть на тревожные события и хаос под другим углом.
  • Осмелиться на вдохновляющее лидерство — начать разрешать конфликты, сохранять работоспособность команд и стремиться к большим целям.

Формат

Онлайн-курс в корпоративном мессенджере VK Teams.
Поставка обучающего контента дважды в неделю: карточки, аудиоконтент и небольшие практические задания на основе реальных рабочих ситуаций участников. За выполнение практик участники получали коины — внутреннюю валюту VK.

Как выглядел мини-курс

Учись так, как ты ешь: выбирай полезное, знай меру, сервируй блюдо приятно глазу.

1. Карточки — основной формат контента

Мы сделали 6 уроков в наглядном и ёмком формате карточек. Каждая тема включала 7−10 карточек с теорией и практиками, а также обязательно ироничную притчу и иллюстрации с забавными подписями.

Уроки назвали в стилистике подражания восточным мудростям:
  1. В прочном доме мечтают о большем: как регулировать психологическое состояние с помощью химии мозга.
  2. Ты — волна, значит, ты и океан: как управлять фокусом внимания сотрудников и уровнем энергии через рефрейминг.
  3. Вовремя пошедший дождь тушит лесной пожар: как решать разные типы конфликтов в команде.
  4. Опытные гребцы не гадают о завтрашнем ветре: стратегии сохранения работоспособности команды в условиях эмоционального напряжения.
  5. Мудрое слово и тигра делает смирным котёнком: как проводить непростые беседы с сотрудниками.
  6. Истинный император не высекает план завтрашнего сражения в камне: планирование в условиях неопределённости.

Вот как выглядит одна из карточек:
Практика управленческих ножниц в условиях неопределённости

2. Притчи

Каждый урок сопровождала шутливая притча для создания дзенского настроя и вовлечения участников. Например, вот притча из первого урока:

3. Практика

Каждый урок завершался небольшим посильным домашним заданием. По возможности мы старались помочь участникам приложить знания к конкретным ситуациям в их командах. Вот несколько примеров практик:

Пример №1
Пора потренироваться в дзенском отношении к конфликтам!

1. Опиши конфликтную ситуацию, которая была или есть в твоей команде или в кросс-командном проекте.

2. С помощью какой из разобранных техник можно урегулировать этот конфликт? Опиши свои действия в рамках выбранной модели и тот результат, который хотелось бы получить.
Пример №2
Готовим антистрессовый план!
Давай разработаем твою личную стратегию поддержки себя и команды во время эмоционального напряжения. Напротив каждого действия напиши, как бы ты воплотил его в своей команде: что бы делал и с какой периодичностью.

Тренировка общей стрессоустойчивости:
Координация во время тревожных событий:
Мониторинг уровня стресса:
Личная поддержка:
Регулярная благодарность:
Забота в мелочах:
Пример №3
Подбери нужные слова.

Давай попрактикуемся в эмпатических беседах один на один. Выбери одного из своих сотрудников, который (или которая) в последнее время был(а) чем-то взволнован(а) или разочарован(а). Вспомни ваш последний разговор и попробуй переписать свои реплики, используя эмпатическое или генеративное слушание.

Напиши, что бы тебе хотелось ему или ей сказать и какие вопросы помогли бы тебе разобраться в его (её) проблеме.

4. Чат в VK Teams

У Тру и VK уже был опыт проведения курсов в корпоративном мессенджере VK Teams. Он напоминает Telegram. Мы сделали канал с чатом, где и выкладывали уроки и задания. Каждую порцию контента предварял пост-подводка:
Затем участники получали все карточки урока в формате PDF и домашнее задание. Результаты выполненной практики они отправляли в чат, а Саша М. из Тру отвечала на вопросы и считала баллы.

5. Иллюстрации к контенту

В качестве главного персонажа для иллюстраций к курсу мы выбрали дзен-кота — это гибрид невозмутимого шаолиньского монаха и милого расслабленного котика. Дзен-кот визуализировал контент карточек и иногда произносил смешные фразы:

Дзен-коты добавили материалам в хорошем смысле «попсовости». Мы их любим :)

6. Аудио

Мы подготовили аудиофайлы, которые можно было слушать и одновременно работать над заданиями диктора.

Вот аудио к уроку про то, как вести непростые беседы с сотрудниками с примером диалога в стиле ну очень неэмпатичного слушания:

7. Мастермайнд

В конце мини-курса основатель Тру Юлия Максина провела мастермайнд и рассказала о том, как качественная обратная связь может помочь вернуть сотрудникам устойчивость.

Участники успели поработать и в общей группе, и в тройках. Коллеги искали разные способы вернуть сотрудника в устойчивость с помощью диалога и исследовали, как на них самих влияет фидбек.
Участники вдохновились мастермайндом:
Участник
Сотрудник VK
Очень понравился мастермайнд. Довольно бодро и на удивление не скучно, спасибо всем организаторам.
Участник
Сотрудник VK
Больше всего понравился мастер-майнд. Очень живой и вовлечённый, отлично организованный. Полезно обсуждать проблемы с коллегами своего уровня (принятия решений и ответственности), а не только с внешними коучами, с которыми нельзя поделиться внутренними инсайтами.

С какими сложностями столкнулись

Справляйся с трудностями так, как ты моешь посуду: вздохни, чертыхнись и просто помой уже.
Не всё в процессе было гладко как шёрстка дремлющего дзен-котика. Мы столкнулись с рядом сложностей, которые позволили, так сказать, прокачать команду по параметру «антихрупкости».

Сроки

Писали и утверждали контент в максимально сжатые сроки (2−3 дня на урок), поэтому приходилось вносить правки нон-стопом и рисовать дизайн в ночь. В итоге весь курс мы запустили за 2 недели — это очень быстро.

Цензура

Мы старались рассказать о борьбе с тревогой и стрессом, избегая именно таких слов как «борьба», «тревога», «стресс», чтобы не вызвать кумулятивный эффект.

Мы говорили о психологической устойчивости, используя классический рефрейминг «проблема-задача». Также пришлось лавировать между желанием говорить об обеспокоенности сотрудников ситуацией, чтобы попасть в самую боль участников, и необходимостью не уйти в жёсткий негатив.

Баланс знаний и фана

Задача заключалась в том, чтобы в сжатые сроки дать руководителям навыки и инструменты для работы с состоянием людей в кризисной ситуации, при этом вовлекая и развлекая участников онлайн-тренинга по законам эдьютеймента.
В целом отзывы говорят, что нам удалось рассказать о работе с непростыми переживаниями и состояниями легко (хвала дзен-коту!). Но не все участники оценили дзенскую подачу:
Участник
Сотрудник VK
не понравилась манера подачи (видимо, это старость) — чересчур игриво…
все понимаю: клиповость мышления, новые формы обучения и т.п.

Что вообще говорят просветлённые дзен-гудисты

Участник
Сотрудник VK
Много новой информации и различного рода влияний на состояние сотрудников, множество советов как лучше строить коммуникацию с сотрудниками, ответы других участников на задания. Тренинг Мастермайнд, живое общение и разбор ситуаций с руководителями разной степени опытности. Поняла, что нужно чаще благодарить сотрудников за их работу и больше встреч 1 на 1 и коллективных обсуждений сложившихся ситуаций.
Участник
Сотрудник VK
Больше всего понравилась практика с обратной связью. Очень наглядные аудиопримеры. И в условиях удалёнки один из самых важных моментов взаимодействия с командой.
Участник
Сотрудник VK
Понравились тактические моменты. Например, тактика «Официант». Подсознательно применяла многие, но теперь все они разложены по полочкам и будут применяться более осознанно.
Участник
Сотрудник VK
На самом деле все практики довольно интересные и что-то после себя оставили, хочется куда-то весь материал собрать и периодически к нему возвращаться. Очень полезно и интересно. Уже ввели банк позитивных эмоций, попробовали практику оценки настроения в виде картинок из имаджинариума и подписью своего состояния, думаю в ближайшее время ещё проведём общую коммуникацию в свободном виде «Поделись тем, что ощущаешь сейчас».
Участник
Сотрудник VK
Откровением стала массовость похожих проблем у коллег. Все так или иначе сталкиваются с похожими челленджами и переживаниями, внешне не различимыми, но отлично видимыми в ответах коллег. Кроме этого много из того, что применялось интуитивно, как оказалось, имеет свои названия и определения и даже какую-никакую подоплёку. Например, работа с гормонами и генеративное слушание.
Участник
Сотрудник VK
Больше всего запомнилась первая часть, про гормоны. Потому что изначально по названию мне казалось, что там будет полезная информация только для личного пользования, но внезапно я обнаружила там рекомендацию, которую применила в работе с сотрудником прямо на следующий день после прочтения. И мастермайнд понравился, потому что интересно обсудить кейсы с коллегами)
Участник
Сотрудник VK
Инсайтом могу считать то, что в чате собралась почти сотня менеджеров, которые стараются делать жизнь команд и проектов лучше. Каждый сталкивается с проблемами, и то, что кажется нерешаемым в моменте, со стороны может решаться проще. Уверена, что мы справимся с любыми трудностями.
P. S. После окончания курса мы подарили коллегам из VK фигурки дзен-котов как напоминание о важности сохранения устойчивости.

Как оставаться в дзене и сделать курс в сжатые сроки

В заключение несколько рекомендаций. Если вам нужно быстро запустить обучающий продукт, дышите глубже и повторяйте за нами.
  1. Изначально выбирайте концепцию, которая кажется простой, понятной и вдохновляет команду. Это сделает контент живым и нескучным, а коллегам будет проще не выгорать при большой нагрузке и жёстких дедлайнах. Дзен-гудизм и дзен-коты понравились и VK, и Тру — поэтому мы сделали курс в кратчайшие сроки и не скисли по дороге.
  2. Чётко обозначьте результат вместе с клиентом: столько-то единиц контента, такая-то обратная связь и так далее. Просчитайте ваш ресурс и временной бюджет — какой объём работ позволит вам сделать продукт на необходимом уровне.
  3. Пропишите ограничения: это и это в рамках задачи осуществить будет невозможно из-за объективных ограничений. Это позволит сосредоточиться на сроках и качестве, не застревая в креативе и обсуждениях.
  4. Соберите команду заранее. Если проект подразумевает выход за рамки стандартного рабочего времени — предупредите об этом и заручитесь поддержкой команды.
  5. Делайте контент шаг за шагом, стараясь ограничить число итераций и концентрируясь на сроках. Мы выпускали уроки два раза в неделю и физически не могли писать или утверждать каждый урок слишком долго.
  6. Собирайте обратную связь в реальном времени от клиента и участников. Вносите тактические правки в план и улучшайте новый контент. Мы заметили, что уровень знаний участников мини-курса был выше, чем изначально предполагалось. Поэтому мы повысили уровень сложности теории, начиная с третьего выпуска. В то же время мы заметили, что с объёмными домашними заданиями участники «буксуют». В новых уроках мы сделали «домашки», которые можно было сделать значительно быстрее.
  7. Хвалите друг друга! Взаимная поддержка и нематериальная особенно важны во время работы в быстром темпе. Используйте простой алгоритм: опишите ситуацию и то, как действовал человек в ней, закончите описанием результата, признанием вклада человека и благодарностью. «Времени на вёрстку было мало, но ты нашёл возможность стандартизировать иллюстрации, и мы выпустили курс в срок. Благодаря твоей гибкости и креативности мы соблюдаем дедлайны и ценим тебя за это».

Команда

VK

Наташа С.

Руководитель обучения и развития в VK. Вносила рацпредложения, дополняла контент и охлаждала излишний креативный пыл авторов.

Оля К.

Менеджер по адаптации и обучению новых руководителей. Писала поддерживающие комментарии и делилась ценной информацией о внутренних трудностях руководителей VK.

True Education

Саша Г.

Автор контента курса. Придумывал наполнение курса и иллюстрации, целыми днями писал контент, анонсы и домашние задания, метеором вносил правки.

Марина В.

Редактор контента курса. Придумывала полезное наполнение курса и изящно корректировала контент.

Настя Н.

Проджект-менеджер. Общалась с клиентом, приносила в ночь правки автору контента и задания дизайнерам.

Саша М.

Комьюнити-менеджер. Душевно общалась с участниками в чате, собирала их ответы на практические задания и вела учёт баллов.

Таня

Дзен-дизайнер. Рисовала иллюстрации и верстала контент. Пыталась понять, что автор хотел видеть на картинке «Семь кобр похищают кота в свете ночных фонарей» .

Юля М.

Дзен-босс. Появлялась в нужный момент и говорила самые нужные слова клиенту, подбрасывала актуальную практику для курса и обнимала всех в чате.
Как вам кейс?

Да, всё будет дзен :)

Хотите подобную поддерживающую программу для своих руководителей? Пишите в телеграм @MaksinaYulia.