#контент_и_теория

Подкасты, мини-лекции и аудиокейсы: как создавать и использовать аудиоконтент в обучении

Тексты, рилсы, комиксы, интерактивы — корпоративное обучение становится всё более вовлекающим и мультиформатным. А что насчет «старого доброго» аудио — какое место оно занимает среди разных форматов? Рассказываем об этом с опорой на исследования и примеры из мировой практики и делимся, как мы в Тру используем аудио при создании корпоративного обучения.
В двух словах

  • Аудио — один из самых популярных форматов медиаконтента, который легко можно использовать в обучении: записывать подкасты, мини-лекции или делать голосовые версии лонгридов.
  • Аудиоформаты облегчают доступ к обучению (не нужно выделять время, настраиваться, садиться за компьютер), помогают глубже погрузиться в контекст и смоделировать реальную рабочую ситуацию. Еще через аудио можно привлекать внутренних экспертов и повышать вовлеченность аудитории.
  • Запись образовательных аудио требует подготовки: нужно заранее составить сценарий, обсудить со спикером технические моменты и проследить, чтобы длительность итоговой записи была не больше 15 минут. И конечно, всегда должен сохраняться фокус на запланированных результатах обучения.

Аудио — перспективный формат

По данным Exploding Topics, в 2024 году подкасты слушали более 504 млн человек по всему миру.
Люди хотят слушать аудио, так почему бы не использовать этот формат в онлайн-обучении? В этой мысли мы не одиноки. Еще в 2007 году курсантам Полицейской академии Нью-Йорка загружали материалы по уголовному праву в айподы. По словам комиссара полиции Рэймонда Келли, так сотрудники могли послушать урок про ордер на обыск, возвращаясь домой на метро.
Вот более современный пример: в Северной Ирландии подкасты используют, чтобы повысить эмпатию студентов-медиков по отношению к людям с болезнью Паркинсона. Подкасты рассказывают о личном опыте и историях тех, кто живет с этим недугом, о том, как их семьи справляются с диагнозом.
Исследования показывают, что подкасты поддерживают творческие аспекты обучения и рефлексию. Это связано с тем, что они заставляют включать воображение, дорисовывая недостающую визуальную часть информации. Кроме того, слушание вовлекает эмоционально, потому что живой человеческий голос создает ощущение реального диалога.

Но мы в Тру любим аудиоконтент не только за это, но и за его функциональность

Как аудиоконтент работает в обучающих продуктах

1
С аудиоформатами обучение продолжается в любой ситуации
Для текстового лонгрида или видеоконтента участнику обучения нужно сосредоточиться, выделить определенное время, иногда — добраться до ноутбука или рабочего места. С аудио в этом отношении всё проще: запустить подкаст или аудиоверсию материала можно в пробке, во время пробежки или уборки.

Мы в Тру делаем аудиоверсии обучающих лонгридов во многих курсах. Тексты адаптируем так, чтобы они легко воспринимались на слух.
2
Аудио снижает «порог входа» в обучение
Мы каждый день потребляем огромное количество контента, и мозгу приходится всё это постоянно обрабатывать. Неудивительно, что иногда ему хочется «полениться», а не вникать в обучение. С аудиоконтентом легче «точка входа»: достаточно вставить наушник в ухо. Это можно делать даже тогда, когда уже нет желания находиться в «подключке» — ни сидеть за компьютером, ни смотреть в экран телефона.
3
Аудио глубже погружает в контекст
«Лучше один раз услышать» — это про случаи, когда именно аудиоформат передает смысл нагляднее всего. Например, в курсе, где мы рассказывали о четырех типах слушания, логичным решением стали аудиопримеры диалогов. Мы записали беседу руководителя с сотрудником по ролям. Получилось доходчиво: конкретные диалоги донесли разницу в типах слушания живее и убедительнее, чем это сделал бы текст.
4
Аудио облегчает привлечение внутренних экспертов
Хорошая идея — привлекать к разработке контента своих же сотрудников, которые накопили много опыта по теме обучения. Но тут есть одна сложность: внутренним экспертам бывает сложно выделить время, чтобы дать комментарии или информацию по теме. Самый трудоемкий формат в этом плане — видео, для него требуются подготовка, помещение, съемочное оборудование. А вот аудио — практически беспроблемный вариант, нужны только телефон, комната без эха и немного свободного времени. Запись можно смонтировать в подкаст, а при необходимости — расшифровать и перевести в текстовый контент.
5
Аудио помогает ролевому погружению
Сотрудника, которому предстоит много общаться с клиентами, вживую или по телефону, лучше всего подготовить с помощью симуляции диалогов. Аудио может быть максимально приближенным к реальным рабочим условиям, в которых клиенты часто выражают негативные эмоции, — тогда в жизни подобные эмоции не станут неожиданностью.
Тру-практика
В одном из курсов по обучению продажам мы включили в контент записи диалогов, которые имитировали реальные звонки клиентов. Женские и мужские персонажи изображали сердитых, волнующихся, раздраженных клиентов. Так мы доносили идею о том, что с любым клиентом возможно найти общий язык, а дополнение в виде короткого аудио помогло погрузить слушателя в контекст звонка.
Что слышит участник: «Здравствуйте! Есть такая проблема, у меня дом большой, кхе. Так вот, на веранде совсем плохо с интернетом. А иногда так хочется вечером, глядя на закат, послушать не только стрекотание сверчков. А там Марусю попросить песню любимую включить или с ноутбуком посидеть. А Wi-Fi совсем не ловит».
На курсе по эмпатии для компании Ростелеком мы записали диалог, в котором показали, «как не надо». В обычном разговоре клиента с техподдержкой легко считываются досада и нетерпение со стороны сотрудника. Такой антипример наглядно демонстрирует важность эмпатии в коммуникации с клиентом.

Послушайте аудио (длительность 2 минуты):

Как производить обучающий аудиоконтент дешево и регулярно

Несмотря на простоту, производство аудиоконтента требует подготовки. Вот несколько советов.
  • Соблюдайте принцип микрообучения
    Оптимальная длительность аудио — около 15 минут.
  • Привлекайте спикеров по ситуативным инфоповодам
    Вообще почаще привлекайте внутренних спикеров: им не сложно записать голосовое на диктофон телефона, в любой программе или даже в мессенджере. Видео — сложно, текст — сложно, а наговорить — легко.

    Бонус привлечения спикеров: растет уровень доверия к обучению, особенно если это топ-менеджер. Это говорит о важности программы и повышает вовлеченность, помогает напрямую передать ценности, философию и образ мышления от человека к человеку.

    Бонус номер два: спикерский аудиоконтент можно переупаковывать в другие форматы, например в статьи или посты, а в расшифровке помогут всё те же нейросети.
  • Обучите спикеров азам аудиозаписи
    Им не нужны домашняя студия и ламповый микрофон. Достаточно обеспечить тишину в комнате, освободить место в памяти устройства, положить телефон на что-то мягкое, чтобы глушить вибрации и шумы, повернуть его микрофоном к себе, выставить максимальное качество записи.
Тру-практика. Мы заметили, что чуть «шероховатый», не доведенный до идеала звук вызывает у сотрудников больше доверия. Ценность контента, выбор интересных экспертов и правильный подбор темы намного важнее идеальной студийной записи.
4
Используйте нейросети
Нейросети уже сейчас способны на многое: ИИ дает поддерживающую обратную связь, учитывая эмоциональное состояние слушателя; подбирает участников в оптимальные команды по уровню знаний, навыков, личных качеств каждого; анализирует аудиозаписи дискуссий в группе и сообщает куратору о возникших разногласиях или проблемах в решении задачи.
Как еще нейросети помогают в создании обучающего аудиоконтента:

  • Переводят текст (статью, сценарий, инструкцию) в аудио, способны озвучить аудио голосом знаменитости или, например, с определенным акцентом. (Мы в Тру относимся к этому с осторожностью — человек распознаёт живой и неживой голос, и речь реального человека воспринимается легче. Так что везде, где можно, мы записываем людей, а не ИИ.)
  • Удаляют нежелательные шумы в уже записанных аудио, делают звук чистым и разборчивым.
  • Создают музыкальные треки, которые можно использовать как джинглы, музыкальный фон или заставки для подкастов.
  • Понимают речь и поддерживают диалог, например, в чат-ботах.
  • Собирают аудиосаммари. Можно дополнить ими объемный текст курса или собрать несколько блоков обучающего контента в один аудиодайджест. И наоборот: можно расшифровать подкаст и сделать короткое текстовое саммари, чтобы человек знал, о чём будет аудио.
Например, для очистки от шумов и ясного, чистого звучания используйте Auphonic, Audo Studio, Audio Noise Reducer. Для преобразования текста в аудио и его озвучки — Steosvoice, Zvucogram, Wideo. Для создания музыкальных вставок или фона — Soundful, Amper Music, Mubert.
Тру-практика. Мы в Тру на одном из курсов научили голосового помощника задавать вопросы и записали подкасты с ней в роли ведущей. Голос, знакомый многим, как будто общался с участниками нашего обучения, и это делало восприятие материала более теплым. Похожая история есть в детском аудиоконтенте: подкаст «Подушки-шоу» ведет голосовой помощник Алиса.

Что запомнить

В аудио можно «зашить» самый разноплановый обучающий контент: лекцию на узкую тему, подкаст от сотрудников, разбор кейса, интервью с экспертом, мини-тренинг. Все варианты встраиваются в учебный контент, поддерживают уровень вовлеченности и дают более глубокое понимание материала.

Создание аудио не требует огромных ресурсов — достаточно микрофона и помещения без лишних шумов. В более качественной обработке помогут нейросети. При этом не забывайте про подготовку: заранее прописывайте сценарий аудио и сохраняйте фокус на образовательных целях.
«доучились»
следи за нами
контакты
Познакомиться с нами ближе можно в телеграм-канале «Доучились»
Подписаться
Послушать выпуски подкаста здесь
послушать
Вы хотели бы получать письма от Тру?
да