HR-директор Циан поговорила с True Education о том, как развиваться в эпоху перемен
#трушифровка
Что делать, когда 20 минут работы с ChatGPT заменяют 20 лет опыта, как поколение Z диктует новые правила корпорациям и почему адаптивность — главный навык будущего.
Привет! Это True Education с #трушифровкой — рубрикой, где мы делимся главным из подкаста «Трулала» про обучение и развитие.

Корпоративное обучение меняется в такт глобальным трансформациям. Наше восприятие, привычки и фокусы — тоже. Что будет с обучением и развитием дальше?

HR-директор Циан Юлия Байдина и продуктовый директор Тру Марина Войтович обсудили это в новом выпуске подкаста «Трулала».
Послушать полный выпуск:
Телеграм
MAve
Яндекс.музыка

FOMO, развитие ИИ и другие страхи: как расти в условиях изменений

В телеграм-канале мы провели опрос, какие изменения в образовании пугают людей больше всего. Выявили самые популярные страхи:
1
Смерть глубины и рефлексии;
2
Вечный FOMO и отсеивание тех, кто ничего не успевает;
3
Когнитивная загруженность 24/7 (обучение в лифте, по дороге на работу, везде);
4
Роботизация и привилегированность человеческого обучения.
Одна подписчица отметила: «Теперь, когда человек с ИИ может обогнать твои 20 лет опыта за 20 минут, накопленный профессиональный карьерный капитал уже не внушает уверенности». Что делать с этими страхами?
Продолжать бояться — не выход. Чем дольше мы будем этого бояться, тем позже мы начнем к этому адаптироваться.
Сейчас формируется новый уровень и контекст глубины. Интересно, что поколение Z уже находит свои способы рефлексии — через осознанность и нелинейное восприятие. Это не хорошо и не плохо, просто новая норма.
  • Юлия Байдина
    HR-директор Циан
    «Мы на пороге нового типа рефлексии — другого качества. Это вопрос не „вглубь“, а „вбок“. Появляется рефлексия состояния, рефлексия реакции. И это тоже часть образования — если смотреть на него не как на передачу навыков, а как на развитие человека».

Адаптация — главный навык будущего: как меняться бизнесу и его лидерам

Адаптация — движущая сила эволюции. На наших глазах скорость изменений увеличивается в десятки раз. Умение адаптироваться становится главным навыком, которому должны обучать в школе.
Адаптивность поможет преодолеть бескрайнее море трансформаций. И наоборот: сопротивляясь новому, человек теряет значительную долю своего потенциала для развития.
Но меняться больно: мозг всегда предпочитает привычное и безопасное новому. В этом и есть парадокс адаптации: каждый раз нам нужно сделать выбор — остаться собой или измениться, чтобы вырасти.
  • Марина Войтович
    Продуктовый директор Тру
    «На эту тему у меня есть пример из жизни. У меня на подоконнике растет базилик — фиолетовый и зеленый. Зеленый вырос и затенил собрата, и тот начал менять цвет — вырабатывать больше хлорофилла. Мой ребенок спросил, почему так. Я сказала, что ему пришлось адаптироваться, чтобы выжить. На что ребенок грустно заметил: „Мам, но он же перестал быть фиолетовым“.
    Вот и нам при адаптации часто приходится выбирать — сохранить прежнюю идентичность или полностью перепридумать себя, чтобы развиваться. И это куда болезненнее, чем базилику поменять цвет».
Вопрос, который поможет принять правильное решение об изменениях, — «чтобы что?». Иногда мы делаем выборы бессознательно, зафиксировав свои «чтобы что?» десятилетней давности. Важно всегда возвращаться к этому вопросу, чтобы проходить через адаптацию в осознанности.
Бизнес должен адаптироваться вместе с людьми. Компании, которые не прошли цифровую и культурную трансформацию, остаются в анналах нашей памяти (как, например, Kodak, отказавшийся от цифровой фотографии).
Рост бизнеса зависит от того, насколько его лидеры готовы адаптироваться к новым реалиям. В условиях перемен лидерам важно:
1
Уметь не только учиться новому, но и разучиваться делать по-старому. У опытных руководителей часто замылен глаз: они «знают, как лучше», и это блокирует трансформации.
2
Работать со своим эго. Лидер — изначально человек с высокой самооценкой. Но слишком высокое самомнение — главный враг развития. Эффективный лидер должен быть открытым новому и уметь признавать, что идея молодого стажера может быть более удачной, чем его собственная.
  • Марина Войтович
    Продуктовый директор Тру
    «Когда лидер считает себя правее остальных, он теряет любые возможности. Он не замечает, что происходит вокруг, не видит сигналов, исходящих от другого человека, ресурса для переговоров и поиска совместных идей. Он словно муха в смоле — застывает в своей позиции».

Зумеры диктуют новые правила: как сработаться с молодым поколением

Частный случай трансформации бизнеса, который мы наблюдаем прямо сейчас, — это наем зумеров и необходимость мэтчить их привычки с ценностными ориентирами компании.
Зумеры относятся к работе не как миллениалы: смотрят на компанию как на пространство для самореализации и ценят баланс между работой и жизнью.
  • Юлия Байдина
    HR-директор Циан
    «У меня был кейс на собеседовании, когда кандидатка уволилась с предыдущего места из-за того, что ей приходилось хранить грамоты с работы дома: «Сначала грамоты, потом значки, а потом у меня нет личного пространства».
    Сперва я удивилась, а потом поняла: я нанимаю человека на одну из стартовых ролей — естественно, его ценности и привычки будут отличаться. Вопрос в том, как я смотрю на эти отличия и получится ли с ними смириться. Самое бесполезное, что я могу сделать, — искать человека, который похож на меня".
Есть два принципа, которые полезно учесть, чтобы эффективно работать с зумерами:
1
Вести открытый диалог. Зумеры во многом интеллектуальное, осознанное поколение. Они понимают, чего хотят, и способны честно говорить на равных.
2
Учиться у нового поколения. Велика вероятность, что скоро большинство миллениалов начнут работать под руководством зумеров. Есть смысл уже сейчас задуматься: готов ли я к этому? Что мне нужно, чтобы работать с человеком, который младше меня на десять лет?

Бонус: вопросы, которые стоит себе задать, чтобы сохранять фокус на живом

Это блиц-формат, где Марина и Юлия сформулировали по три вопроса, которые человек должен задать себе, чтобы оставаться в ресурсе и не терять идентичность, несмотря на стремительно меняющийся мир.
Вопросы Юлии:
1. Чего я хочу сейчас и чего я буду хотеть через пять, десять, двадцать лет?
2. Как я забочусь о себе и достаточно ли мне этого?
3. Сколько нужно дней, чтобы исполнить мою мечту?
Вопросы Марины:
1. Что высекает во мне искру радости и что будет высекать ее через три–пять лет?
2. Что поможет мне сохранять позицию наблюдателя по отношению ко всему, что происходит, а не оценивать, осуждать или поддерживать?
3. Кто те люди, которых я люблю, и что я могу сделать для них сегодня?
Предлагаем выделить время и поразмышлять :)
«доучились»
следи за нами
контакты
Познакомиться с нами ближе можно в телеграм-канале «Доучились»
Подписаться
Послушать выпуски подкаста здесь
послушать
Вы хотели бы получать письма от Тру?
да