Как связаны вовлеченность сотрудников и результаты компаний?
Вовлеченный в прохождение образовательных программ сотрудник:
  • 1
    с большей вероятностью усваивает и сохраняет новую информацию;
  • 2
    открыт новым идеям и подходам и не боится изменений;
  • 3
    рассматривает проблемы не как препятствия, а как путь к прогрессу;
  • 4
    лучше справляется со своими обязанности, потому что готов применять новые навыки и знания для решения своих задач;
  • 5
    не ждет, что компания будет толкать его к развитию для достижения результатов, готов сам прилагать усилия;
  • 6
    окупает вложенные в обучение инвестиции.
Как оценивают вовлеченность сотрудников в корпоративное развитие в России?
Сегодня лидеры рынка смещают акцент с организации вовлечения в конкретных программах на формирование у сотрудников привычки учиться и создание самообучающейся среды.
  • Юля Максина
    Основатель True Education
    Корпоративное обучение уходит от пассивного усвоения знаний. Образование сегодня — это активный процесс, создающий преобразующий опыт сотрудников. Из пассивных слушателей они становятся проактивными участниками процесса: выделяют время на обучение, участвуют в синхронных мероприятиях, ставят индивидуальные цели и достигают их, сами создают обучающий контент и делятся своим опытом.

    Задача создателей обучающих программ — вовлечь сотрудников в обучение. Создать from push to pull — когда потребность в обучении не навязывается извне, а возникает внутри сотрудника.

    Под способами вовлечения часто имеют в виду методы развлечения: добавить красивый визуал, придумать игру, чтобы пробудить любопытство учащихся. Это важно, но главная задача вовлечения — создать у сотрудников потребность в развитии, получении новых знаний и их применении.
  • Надя Макова
    Основатель Kampus
    Один из главных принципов эффективного обучения — его регулярность. Так работает наш мозг: чтобы новый опыт и информация успевали усваиваться, стоит учиться небольшими подходами, но постоянно. Развивать привычку. Посещение даже самых прорывных тренингов три раза в год ни за что не даст такой эффект, как непрерывность. Другой важный фактор — самонаправленность учащегося. Его внутренняя мотивация и активная роль в своем обучении, возможность учиться в том формате, объеме и направлениях, которые подходят и комфортны именно ему. Именно поэтому ключевая задача корпоративного обучения — создать развивающую среду с активным участием, субъектностью каждого сотрудника, что позволит сформировать привычку учиться.

Кейс Kampus и банка «Точка»

Основной целью банка было развитие комфортной образовательной среды для сотрудников. Подход к обучению в компании основывается на рекомендациях, а не навязывании, и на философии Кайдзен: маленькие шаги к большим изменениям.

«Точка» организовала корпоративное обучение на базе платформы Kampus, которая включает в себя: обширную библиотеку обучающих материалов с упором на soft skills, автоматизацию рутинных задач HR команды и социальное обучение: возможность оставлять рекомендации и отзывы, просматривать учебные планы коллег, формировать экспертные подборки, бронировать книги в офисной библиотеке.

Для усиления эффекта была внедрена система геймификации и начисление за активную работу на платформе виртуальной валюты (коинов), которую можно тратить на дополнительные курсы, печатные книги и мерч. Также банк ведет для сотрудников канал, где регулярно публикует собственные материалы по саморазвитию, прикрепляя ссылки на Kampus для более глубокого погружения. Новые сотрудники проходят десятиминутный курс по работе с Kampus, ведь дальнейший онбординг также проходит на платформе. Так работники сразу погружаются в корпоративную культуру и включаются в процесс самообучения.
Такой подход и выбор правильной платформы принесли свои плоды:
за восемь месяцев с 2,5% до 80% выросло число сотрудников — активных пользователей Kampus, а удовлетворенность корпоративным образованием оценивается на 4,8 баллов из 5.

Что говорят участники исследования о приемах, которые поднимают вовлеченность

1
Меняем фокус с вовлеченности в определенные программы на создание самообучающейся среды и привычки учиться
  • Елена Евстратова
    Начальник Центра Обучения Комус
    Мы отказались от формата обязательного обучения, когда сотруднику для повышения компетенций принудительно назначается учебный курс или другое учебное мероприятие. Мы понимаем, что, если у сотрудника нет желания развиваться, никакая «обязательность» в изучении нужных материалов не даст положительного эффекта. Теперь мы создаем возможности — образовательную среду для самостоятельного развития, и основной мотиватор для наших людей — возможность чувствовать/осознавать и видеть свое влияние на бизнес.
  • Елена Полунчукова
    Директор по обучению в Дом.РФ
    Мы начинаем учить офбордингу, потому что HR-бренд создает еще и правильное ощущение у человека, когда он покидает компанию. Важно не только то, какую среду мы создаем в компании, какой культуры придерживаемся, но и то, как человек потом о компании вспоминает. Этому мы тоже учим.
2
Вовлекаем в обучение через живой интерес целевой аудитории
  • Светлана Зуева
    Edtech эксперт, ux/ui исследователь
    У нас гибкая система обучения. Есть каталог курсов, из которого сотрудники сами выбирают подходящие для себя. Особенно это касается программ по развитию софтовых навыков. Каждый человек сам понимает, что ему интересно и что он хочет изучить. Такая внутренняя мотивация работает лучше внешней, когда его обязали проходить очередное обучение, а он не понимает, почему.

  • Амелия Айман
    Еx-директор Академии ГК ЦВТ
    Для вовлечения хорошо работают абсолютная поддержка руководства, мотивирующие конкурсы. Но их невозможно проводить бесконечно. Они привлекают внимание к обучению, но в основе всегда должна быть привязка к основной мотивации, которая влияет на заработную плату. И если мы проводим конкурсы, они также должны быть связаны с мотивацией.

  • Елена Евстратова
    Начальник Центра Обучения Комус
    Для обмена реальным практическим опытом мы запустили программу «Чемпионат видеокейсов» и открыли телеграм-каналы с профессиональными сообществами. Наши сотрудники с удовольствием снимают себя на телефон и рассказывают об успешном опыте, например о сделке со сложным партнером или крупной компанией. Эти видео мы публикуем на нашей платформе дистанционного обучения, и они собирают много тысяч лайков, потому что сотрудники видят настоящую практику и верят в нее, а не в теоретическое описание электронных курсов. В профессиональных сообществах телеграм-каналов мы соединили сотрудников одинаковых специализаций, где они очень быстро, практически мгновенно отвечают на вопросы друг друга.
3
Вместо предположений, что зайдет сотрудникам, а что нет, — тестируем идеи
  • Мария Михайлюк
    Директор Академии Альфа-Банка
    При запуске новых программ мы создаем простой лендинг со структурой программы и смотрим отклик целевой аудитории — сколько человек нажали на кнопку «Хочу участвовать». Аналогично работаем над нарративами программ. Перед разработкой масштабной программы мы тестировали сюжетные линии — «Назад в будущее», «Матрица» и «Агенты 007»: на глубинных интервью проверяли, какие нарративы, по мнению целевой аудитории, откликаются у участников.
4
Создаем вокруг обучения инфраструктуру без отвлечения
  • Иван Булавкин
    Начальник Центра дистанционных образовательных технологий, Корпоративный Университет РЖД
    Инфраструктура нашего корпоративного кампуса сделана так, чтобы человек оторвался от своих рабочих реалий и попал в дружелюбную, интересную атмосферу обучения. Когда человек вырывается в новую среду, он более вовлечен, его не отвлекают совещания и вопросы коллег — он погружен в обучение.
5
Продвигаем, объясняем и «продаем идею»
  • Тимофеева Татьяна
    Менеджер по обучению и развитию лидерских компетенций, Health & Nutrition
    Для сотрудников очень важно понимать «зачем» — что им даст то или иное обучение.
  • Яна Селезнёва
    Руководитель учебного центра 2ГИС
    У каждой команды есть свои результаты и бизнес-показатели, и наша задача — помочь достичь именно их, кастомизируя подходы и решения.
  • Зиба Джафарова
    Руководитель методического направления Kampus
    Эффективная образовательная среда рождается на стыке методологии и технологий. С одной стороны, должен быть продуман путь сотрудника и налажены процессы обучения, а с другой — внедрено технологическое решение, которое все эти процессы будет поддерживать, делать удобными и доступными для каждого. Например, нашу платформу Kampus мы проектируем как инструмент самообучающейся организации, то есть закладываем в нее возможность для сотрудника развиваться на каждом этапе жизни в компании и в целом не просто проходить назначенные курсы, но и самостоятельно искать для себя интересное обучение в обширной базе знаний, загружать собственный контент (UGC), рекомендовать его другим, находить себе менторов, проходить диагностику навыков, видеть, кто что изучает из коллег, получать полезные новости и многое другое.

Кейс Kampus и группы «Самолет»

В «Самолете» уверены, что достигать высоких результатов компания может только тогда, когда в ней работают талантливые сотрудники, которые вкладывают душу в свое дело. Поэтому одно из важных направлений внутри компании — создание образовательной экосистемы. Каждый этап развития сотрудника сопровождает корпоративная платформа для обучения и развития «S. Team-Саморазвитие», построенная на базе Kampus.
Как выглядит путь сотрудника на платформе:
1
Адаптация:
автоматическое назначение электронных курсов для погружения новых сотрудников.
2
Профессиональное обучение:
на платформе есть много курсов, практических заданий, статей и книг. Для простой навигации мы используем инструменты «Подборки» и рекомендательную систему тегов и навыков. Самостоятельный выбор учебных материалов повышает вовлеченность и эффективность процесса обучения.
3
Самодиагностика:

тестирование soft skills, чтобы узнать, какие навыки развиты на высоком уровне, а какие стоит подтянуть. В итоге на основе результатов на LXP-платформе сотрудник получает персональную подборку для обучения.
4
Развитие руководителей:
карьерные консультации и менторинг.
Результаты бизнеса за год при работе с платформой Kampus:
  • 1,2% — текучесть кадров в компании;
  • + 2 900 полезных учебных материалов;
  • 27 562 учебных материала были изучены сотрудниками компании;
  • 64% сотрудников регулярно обучаются на платформе.

Принципы построения вовлекающего обучения

1
Human-to-human — «от человека к человеку», чтобы стереть дистанцию между разными уровнями должностей
Суть H2H-подхода — в построении отношений в продажах, бизнесе, любом взаимодействии людей. Когда сотрудники компании общаются между собой, как коллега с коллегой, обмениваясь опытом и обогащая им друг друга.
  • Мария Михайлюк
    Директор Академии Альфа-Банка
    Используем время после обучения для кросс-функционального взаимодействия. Даем возможность в нерабочей обстановке под джазовую музыку обменяться опытом и поговорить на темы вне работы.
  • Иван Булавкин
    Начальник Центра дистанционных образовательных технологий, Корпоративный Университет РЖД
    Обучение происходит не только в плоскости «эксперт-ученик», но и в в плоскости «ученик-ученик» через обмен опытом.
  • Ольга Жданова
    Систематизатор софтового развития Точка.Банк
    В обучении очень важен подход «Мы с тобой партнеры», а не «Я учитель, ты ученик». Специфика андрагогики говорит нам о том, что мы обязательно должны учитывать:
    — предыдущий опыт человека;
    — понимание, как он сможет полученные знания приземлить в реальную практику;
    — внутреннюю мотивацию того, кто пришел за знаниями.
    В обучении взрослых необходимо максимально отталкиваться от позиции самого человека. Без учета этих пунктов попытки научить чему-то будут скорее пустым сотрясанием воздуха. И, конечно, будет сильно страдать перенос теории на практику — а это основной итог любого обучения.
Кейс вовлечения:
  • Елена Евстратова
    Начальник Центра Обучения Комус
    Мы постарались выровнять в единый горизонт управление бизнесом и рядовых сотрудников и наладили коммуникации не сверху вниз, а двухсторонние. При этом сигналы, которые дают нам сотрудники «снизу вверх», являются определяющими для изменения технологий. Ведь кто, как не сотрудники, работающие «на земле», знает, как лучше настроить бизнес-процессы.

    В 2023 году мы провели всероссийский форум, где «смешали» в командах рядовых сотрудников с топами. Это позволило окончательно стереть границы в общении. Рядовые сотрудники задавали вопросы и делились своими проблемами. Топам это дало дополнительную возможность услышать реальные ситуации «на местах», помочь в решении проблем, продумать варианты решений на будущее.

    Формат форума вывел уровень вовлеченности сотрудников в развитие компании и внедрение изменений на максимальный уровень: все действовали как одна команда, объединенная общей целью.
Включайте принцип, если важно стереть границы между разными уровнями должностей, снять маски «ролей», чтобы сотрудники могли разговаривать на равных, вместе находить решения общих проблем. И, конечно, если хотите проработать кросс-функциональное взаимодействие, чтобы сотрудники, которые редко пересекаются в работе, могли объединяться и обмениваться опытом.
2
Human touch, или «человеческое прикосновение»
На первый взгляд, принципы human-to-human и human touch об одном и том же. Но есть разница. Human-to-human стирает границы между людьми, уменьшает дистанцию между разными ролями или уровнями должностей, а human touch создает присутствие человека в автоматизированных программах. Например, во взаимодействии с чат-ботами. Человек хочет взаимодействовать с человеком: написал вопрос чат-боту — ответил куратор. Если бот обучен и исправно работает, то человек счастлив. Но стоит бездушной машине затупить — всё, зовите человека!

В синхронных форматах с human touch проще: сотрудники проходят «огонь и воду» вместе, плечом к плечу, помогают друг другу и поддерживают друг друга, вместо того чтобы изучать материал в полном одиночестве и терять постепенно мотивацию.
  • Яна Селезнёва
    Руководитель учебного центра 2ГИС
    Люди очень нуждаются в поддержке на этапе освоения навыков. Делая первые шаги, важно услышать от практика: «Да, у тебя не всё получается с первого раза, это нормально. Зато смотри, как много ты уже усвоил».

Включайте принцип в автоматизированные программы, чтобы создать эффект социального обучения.
Кейс вовлечения от Тру:
На одном из хардовых курсов для компании МТС по обучению технических директоров технологиям работы мы подключили двух кураторов. Одним из них был очень человечный и заботливый чат-бот Брюс, который присылал задания, поддерживал, мотивировал, награждал баллами и сокрушался неверным ответам в тестах. За живое общение отвечала куратор, которая заглядывала к участникам в личку, спрашивала, нужна ли помощь, есть ли сложности. Вела переписку с каждым из 150 участников курса, иногда просто поддерживала: «Здравствуйте, Андрей, как дела?» Такая забота, вкупе с понятной и доступной подачей узкоспециализированных материалов, вовлекающими активностями в телеграм-канале, стала еще одним плюсом к лояльности и вовлеченности участников. В итоге курс получил NPS 9.1, а доходимость достигла 78%. Узнать, за счет каких еще инструментов мы добились таких результатов, можно на сайте.
3
Мультиформатность, или замиксованность форматов обучения
Мультиформатность вовлекает и легко «подсаживает» участников на обучающий контент. Люди воспринимают информацию и учатся по-разному: визуалы получат больше пользы от инфографики, чем от прослушивания лекции, аудиалы с радостью изучат длинный материал, если он будет в аудиоверсии, а кинестетикам полезнее попробовать в работе.
  • Тимофеева Татьяна
    Менеджер по обучению и развитию лидерских компетенций, Health & Nutrition
    В конце 2023 года мы запустили программу по развитию лидерских компетенций. У нее высокий рейтинг и оценки, потому что она супермиксованная — в ней очень много разных тренинговых инструментов (сторителлинг, красивый визуал).
  • Юлия Стрелкова
    Заместитель директора филиала ПАО «РусГидро» — «Корпоративный университет гидроэнергетики»
    Если к определенной целевой аудитории подобрали правильный формат, то вовлеченность будет высокой.

Включайте принцип, чтобы разнообразить подачу однотипного контента. И дело здесь не только в разнице восприятия. Разнообразие форматов повышает вовлеченность на длинных дистанциях и помогает лучше усваивать знания.
Лонгрид-сериал, комикс-курс, бизнес-марафон, видео, подкасты, карточки, загадки, квизы, воркшопы, кейс-чемпионаты, дайджесты — чтобы перечислить все форматы, которые используют в корпоративном обучении, не хватит и отдельного материала. Важно экспериментировать и искать, что заходит аудитории, а что нет. И помнить, что задача вовлекающих механик — не развлечь, а привлечь к обучению, помня о его целях.
Кейс по вовлечению:
  • Юлия Фомина
    Руководитель академии комплексных программ развития, СберУниверситет
    У нас есть комплексная программа «Академия лидеров цифровых команд» по развитию лидерских компетенций и цифровых навыков. Она состоит из пять треков, участники сами могут выбрать для прохождения те, которые им нужны. В программе активно используем форматы совместного развития, групповой коучинг, геймификацию - все это повышает вовлеченность, участники активно выполняют домашние задания, посещают вебинары, активисты получают награды. Вся программа сконструирована настолько методологически интересно, что участники понимают ценность знаний, опыта, который получают здесь и сейчас на программе. Им хочется двигаться внутри этой программы, несмотря на высокую рабочую нагрузку.
  • Марина Войтович
    Креативный директор Тру
    Чем больше обучений проходит сотрудник, тем больше у него «слепая зона» — это когда человек настолько привык к каким-либо форматам в обучении, что уже с трудом воспринимает материалы в них. Например, специалисты клиентского сервиса проходят очень много программ — по обслуживанию, по коммуникации, эмпатии, разрешению конфликтных ситуаций и так далее. Чтобы спроектировать эффективное обучение для таких опытных пользователей знаний, нужно применять максимально нестандартные форматы, соответствующие интересам аудитории.

    Именно так мы в Тру поступили, когда разрабатывали программу по эмпатии для клиентского сервиса компании «Ростелеком». Аудитория — люди от 20 до 35 лет, активные, с большим количеством увлечений. Многие из них взрослели уже в эпоху мобильного интернета, поэтому соцсети, короткие видео, сериалы и большое количество мобильного контента — это то, к чему они привыкли вне работы. Именно форматы из соцсетей мы взяли за основу, наложив на нее крепкую методологическую базу.

    В результате в программе обучения, реализованной на основе телеграм-бота и телеграм-каналов, не было ни одного привычного формата: ни длинных текстов, ни вебинаров, ни обучающих видео, ни работы с тренером. Бот был упакован как дневник персонажа Роба, который знает всё об эмпатии. Роб писал короткие тексты, готовил карточки-шпаргалки и даже снимал рилсы про специалистов клиентского сервиса. А в телеграм-каналах проходил командный трек обучения — выполнение «супермиссий недели» в группах по 15 человек.

    Результат — высокая вовлеченность и никакой «контентной слепоты». Кстати, мы подробно описали этот кейс на сайте Тру.
4
Практикоориентированность — теорию сразу же в дело
Обучение должно быть привязано к рабочему контексту. Иначе зачем оно, если его не применять?
  • Яна Селезнёва
    Руководитель учебного центра 2ГИС
    Практикоориентированность — основная ценность современного обучения. С текущими скоростями бизнеса нет времени переносить абстрактные концепции в свой контекст, адаптировать их под себя. Сотрудникам важно получить четкую инструкцию, короткий алгоритм, который они смогут сразу же применить на рабочем месте и увидеть результат.
  • Ольга Цыгина
    Руководитель Корпоративного университета ПАО «Татнефть»
    Мы создаем практикоориентированность конкретно под задачи компании. Привлекаем внутренних экспертов, которые готовы делиться своим опытом. У нас обычно это неформальные лидеры своих направлений.
  • Ольга Жданова
    Систематизатор софтового развития Точка.Банк
    Мы каждые полгода запускаем цикл работы с развитием сотрудников, который включает в себя оценку 360, перформанс, ревью и составление планов развития. В прошлом году к очередному циклу мы запустили интенсив по сложным кейсам и инновациям в этой теме. Благодаря тому, что обучение было приурочено к реальным событиям в компании, и мгновенной применимости на практике мы получили очень высокую вовлеченность сотрудников в эту программу. То есть сотрудники буквально получали знания в интенсиве и сразу же в моменте шли отрабатывать их на своих командах.
  • Светлана Зуева
    Edtech эксперт, ux/ui исследователь
    Даже хардовые программы могут быть очень вовлекающими, когда сотрудники понимают, что знания, которые они получат, им реально нужны и их можно тут же применить в работе.
Включайте принцип на этапе продумывания новой программы: каких образовательных результатов должны достичь участники, чему конкретно научиться. В процессе разработки контента — связывайте новые инструменты с необходимостью их применить. Это можно сделать с помощью домашних заданий и примеров, в каких рабочих ситуациях их можно использовать.
Кейс вовлечения:
  • Мария Михайлюк
    Директор Академии Альфа-Банка
    Мы максимально задействуем внутреннюю экспертизу — приглашаем к разработке и проведению программ сотрудников, чтобы сделать обучение максимально практикоориентированным. Внешних экспертов зовем, когда необходимо показать практики других компаний.
5
Интерактивность и современная подача материала
  • Мария Михайлюк
    Директор Академии Альфа-Банка
    Максимальная вовлеченность среди внутренних разработок была в программе «Цифровые Агенты». Обучение было направлено на развитие цифрового мышления у руководителей вне IT и Digital. Сама программа проходила в гибридном формате, так мы смогли подключить к программе руководителей из разных городов. Мы специально разработали сайт под проект, куда подключили и геймификацию, и сторителлинг. Участники смотрели онлайн-эфир, участвовали в интерактивах и зарабатывали баллы за разные активности.
  • Светлана Зуева
    Edtech эксперт, ux/ui исследователь
    Когда у нас был глобальный редизайн образовательного портала, мы проводили замеры. Считали посещаемость до редизайна и после — конверсия выросла в разы. Более человечный дизайн, технические дополнения, такие как прогресс обучения, — вовлекают.
  • Юлия Фомина
    Руководитель академии комплексных программ развития, СберУниверситет
    Мы используем геймификацию в некоторых программах. Потому что есть целевая аудитория, которой важно зайти в обучение, как в игру, чтобы еще получить фишки, бонусы, прикольный мерч. Но есть форматы, где мы осознанно не идем в геймификацию, потому что на этой теме или для этой целевой аудитории она не сработает, не приносит ценность для участников. Мы в первую очередь ориентируемся на целесообразность, особенности целевой аудитории программы и ожидаемый результат обучения.
Включайте принцип, когда нужно «вдохнуть жизнь» в программы обучения, которые теряют популярность среди сотрудников, или в длительные одноформатные программы, чтобы не потерять вовлеченность.
Кейс вовлечения от Тру:
Компания «Ростелеком» создала курс по B2B-продажам — о том, как агентам технического блока продавать услуги компании другим компаниям. Первоначально в курсе было несколько видеоуроков с «говорящей головой»: тренер рассказывал, как нужно предлагать услуги, иногда в видео появлялись какие-то схемы, но интерактива не хватало. Сотрудники сначала активно изучали курс, но, когда NPS упал ниже 60%, стало понятно, что формат потерял актуальность. Коллеги из «Ростелеком» пришли в Тру с запросом на переупаковку программы, чтобы поднять вовлеченность и удовлетворенность сотрудников.

Мы переработали материалы в формате сторителлинга: добавили персонажей и поместили их в знакомые участникам обучения истории. Сотрудники ассоциировали себя с героями и переносили их опыт в свою работу. Подобрали tone of voice, добавили юмор, стилизовали курс под социальные сети с иллюстрациями — визуально приятными и понятными, в духе времени.

После запуска обновленного курса NPS достиг 93%.
  • Юля Максина
    Основатель True Education
    Мы стараемся креативно упаковывать программы обучения, предлагать необычные форматы подачи материала, когда понимаем, что тема сложная и надо максимально вовлечь сотрудников. Но мы всегда учитываем целевую аудиторию: а нужен ли им креатив? Если нужен, то насколько концепт может быть креативным? Для этого мы проводим кастдев — исследование аудитории курса.

    У всех людей разные особенности восприятия. Это зависит от специфики сферы, должности, круга обязанностей, культуры компании, возраста участников курса.

    О том, как мы исследуем и разрабатываем креатив для целевой аудитории будущих программ, рассказали в телеграм-канале «Доучились».

Способы оценки успешности программ обучения

Мы спросили респондентов, как они оценивают успешность программ и какой уровень считают успехом, а какой — провалом?
Шкала оценки и планка успешности программ у всех разные:
  • NPS — 95–100%;
  • доходимость 40%;
  • метрики по охватам — 7,7 из 10;
  • прохождение не менее 80% материалов или прохождение обязательных синхронных модулей;
  • обратная связь от участника и его руководителя по итогу прохождения программы;
  • результаты итогового тестирования;
  • изменения рабочих показателей после прохождения курса;
  • максимально эффективна та программа, которая меняет установку;
  • отзывы на программу в стиле: «Спасибо, надеюсь, в дальнейшем будет больше подобных курсов. На наших порталах их не хватает».

Зачем измерять вовлеченность и, главное, как?

Вы создали программу обучения для реализации конкретных целей. Как узнать, что они достигнуты? С помощью метрик. То, что измеряется, становится управляемым. Метрики помогут оценить вовлеченность, определить области для улучшения и корректировки.
Способы оценки вовлеченности сотрудников и успешности программ
Kampus собирает массив данных об активности пользователей, перечень кастомизируется под запрос и потребности каждой отдельной компании. Особенно важно смотреть на регулярность и глубину использования платформы. Регулярность использования клиенты отслеживают по частоте заходов на платформу. Можно смотреть по всем сотрудникам в разрезе отдельных департаментов и должностей. Об интенсивности и глубине использования платформы говорят другие показатели: количество коинов (баллов, которые начисляются за активности на платформе, например за завершение или рекомендацию материала), количество уникальных просмотров материалов, количество завершений материалов, прогресс и время изучения, результаты тестов, количество добавленных пользователями материалов, количество рекомендаций материалов коллегам.

Замер этих показателей позволяет компаниям делать вывод об уровне вовлеченности сотрудников и, как следствие, об эффективности платформы. Так, компания НефтеТрансСервис отметила рост количества активных пользователей в 6,2 раза при переходе на LXP Kampus с предыдущей платформы обучения.
  • Замеры точки А, чтобы каждый участник увидел свою зону роста на старте обучения, и точки Б в финале, чтобы участник увидел реальные изменения за время обучения.
  • CSAT (Customer Satisfaction) из анкеты обратной связи — индекс удовлетворенности обучением. Его мы измеряем в конце каждого модуля. Помогает отслеживать качество на маленьких этапах взаимодействия и по конкретным направлениям.
    Его мы отслеживаем в двух плоскостях: количественно и качественно.
  • NPS (Net Promoter Score) — индекс лояльности пользователей к программе обучения после прохождения.
  • COR (Completion Rate) — индекс «доходимости» учащихся, прошедших обучение от начала до конца.
  • Количество выполненных заданий, количество участников, которые зарегистрировались в боте или присутствовали на синхронных мероприятиях.
  • Анкеты обратной связи — позволяют собрать качественный фидбэк о том, что понравилось в обучении, что мешало, чего не хватило.

Инструменты вовлечения: о каких только говорят, а какие действительно используют?

Итак, мы разобрали, что такое вовлеченность, какая у нее роль в обучении, какими принципами она поддерживается и как ее можно измерить.

Пришло время узнать, какие инструменты вовлекают сотрудников в обучение.
Мы собрали десять самых часто упоминаемых инструментов, повышающих вовлеченность. Вот как оценили респонденты их использование в своих компаниях.

Топ-10 популярных инструментов вовлечения, которые используют чаще всего

  • 01
    Регулярная обратная связь
Этот инструмент пользуется популярностью среди респондентов:
  • Рожкова Анна
    Руководитель проектов обучения и развития сотрудников, UDS group
    Повышают вовлеченность в процесс обучения: практический подход, постоянный нетворкинг внутри учебного процесса, институт экспертизы и наставничество. База любого нашего курса — человекоцентричный подход.
  • 02
    Этап целеполагания в начале обучения
Среди наших респондентов это один из популярных инструментов вовлечения сотрудников в обучение:
  • Амелия Айман
    Ex-директор Академии ГК ЦВТ
    При подготовке обучения очень важно работать именно над качеством контента. Честно себе ответить на вопрос, где и как сотрудники смогут его применять. Обязательно нужно создать ассоциативный ряд. Например, если мы рассказываем про основы тайм-менеджмента, важно показать, где и когда эти знания можно применить. Начиная обучающую программу, обязательно показать цели обучения, а также то, насколько может улучшиться работа коллег после обучения.
  • Ольга Жданова
    Систематизатор софтового развития Точка.Банк
    Однажды мы запустили вебинар на широко применимую тему «Типологии личности и командные роли», рассчитывая на то, что она хорошо покажет себя в компании по нашим метрикам. Спустя месяц после программы был проведен опрос среди участников, в котором спрашивалось, насколько удалось интегрировать в работу с командой инструменты, которые мы разбирали в программе. И как раз из-за того, что тема очень широкая и не была приурочена к конкретным процессам в компании, мы получили меньшую процентность, чем ожидали.
Для проектирования программ обучения используют разные модели: обратный педагогический дизайн, продуктовый подход, гэп-анализ, модели challenge based learning и активных эксплейнеров. Подробнее про них можно прочитать здесь. Но ставить образовательные цели важно не только на этапе разработки программ. Важно включать этап целеполагания от самих сотрудников: что они хотят получить в результате обучения, каких профессиональных целей достигнуть. Так человек будет вовлечен в обучение и готов нести ответственность за свои результаты.

По ответам респондентов мы выяснили, что максимальный уровень вовлеченности в обучение — у новичков. А когда сотрудник уже прошел этап адаптации, его ответственность за обучение возрастает с уровнем должности.
  • Амелия Айман
    Ex-директор Академии ГК ЦВТ
    По моему опыту, самыми ответственными и вовлеченными в обучение всегда были руководители, а не линейные сотрудники. Руководители понимают, зачем им нужно постоянно развиваться. У них высокий уровень ответственности перед своими руководителями и желание соответствовать своей роли. Но и запрос на качество контента образовательных программ у них выше, чем у линейных сотрудников. Руководитель не будет вовлечен в программу, которая идет вразрез с его работой.
  • 03
    Современный стиль в дизайне материалов
Результаты опроса показали, что современный стиль дизайна материалов в качестве вовлечения используется часто:
  • Елена Шляпина
    Ведущий специалист по разработке дистанционных курсов, СберСервис
    Сейчас мы занимаемся обновлением нашей электронной библиотеки с точки зрения наполнения, и в том числе визуала. Потому что наши сотрудники ежедневно работают с данными материалами.
  • Светлана Теселкина
    Руководитель корпоративного университета X5 Retail Group
    Многие говорят про визуал. Но я считаю, что это база: глаз должен радоваться, картинка должна быть интерактивной.
  • Юлия Стрелкова
    Заместитель директора филиала ПАО «РусГидро» — «Корпоративный университет гидроэнергетики»
    В таких вещах, когда нужно просто донести какую-то короткую информацию и проверить уровень усвоенных работником знаний, например, об изменениях в закупочной деятельности, антикоррупционном законодательстве, визуализация курса может быть очень простой, приятной пользователю и без лишних затрат.
  • Марина Войтович
    Креативный директор Тру
    Время, когда для создания обучающих материалов было достаточно снять несколько видео и написать тексты, прошло. Приходится конкурировать за внимание пользователя: любой обучающий продукт встанет на ту же полку в восприятии клиента, что и круто оформленные рекламные кампании, выразительные аккаунты инфлюенсеров в соцсетях и т. д.

    Дизайн помогает выдерживать высокую конкуренцию за внимание. У нас в Тру мощная команда дизайнеров, и к айдентике обучающих программ, как и к оформлению всех материалов и видеопродакшену, мы относимся так же, как относились бы к маркетинговым активностям и контенту в соцсетях. Сотрудники, которые проходят созданные Тру программы, часто отмечают цепляющий визуал, а недавно и наш собственный сайт попал в подборку Журналуса — медиа о дизайне от студии Артемия Лебедева.
  • 04
    Разнообразие форматов и механик обучения
Еще один популярный в использовании инструмент повышения вовлеченности среди респондентов:
  • Амелия Айман
    Ex-директор Академии ГК ЦВТ
    Сейчас нужно прилагать огромное количество усилий, чтобы обучающие программы действительно заходили. На данный момент все люди очень избалованы и контентом, и большим разнообразием информации, которое нас окружает. Очень важно уметь завоевать внимание сотрудников и направить его к корпоративному обучению.
  • Тимофеева Татьяна
    Менеджер по обучению и развитию лидерских компетенций, Health & Nutrition
    В обучении очень важны и харизма тренера, и разнообразие форматов, и интерактивность. То есть обучение должно быть максимально разнообразным. Люди сейчас настолько замучены всем происходящим в мире, что им не хватает какой-то радости. Когда они понимают, что придут на обучение и получат не только пользу, но еще и хорошее настроение, шансы на вовлеченность повышаются. У нас были программы, которые мы старались максимально наполнить контентом. Решили, что чем больше материалов, тем лучше, люди будут умнее и счастливее. Но процент доходимости в таких программах был очень низким.

    Даже в тяжеловесных программах должен быть баланс — тяжелого и легкого. Обучение должно стимулировать желание погружаться в эту тему дальше, чтобы после финала человек хотел дальше либо применять новые навыки, либо продолжать изучение.
  • 05
    Групповая практика
Как часто респонденты используют групповую практику для вовлечения:
  • Елена Шляпина
    Ведущий специалист по разработке дистанционных курсов, СберСервис
    Для руководителей действует программа «Практики регулярного менеджмента». Это набор практик и подходов по управлению людьми и результатом. В основе тренинга — групповая работа в офлайн-формате. С помощью ПРМ в компании создается эффективная управленческая культура.
  • Мария Церетели
    Руководитель группы Тинькофф
    У нас были программы, где линейные руководители совсем из разных управлений, просто из разных вселенных, менторили друг друга. Например, человек, отвечающий за платежные технологии, мог менторить человека, который отвечает за колл-центр. У них разные технологии работы и зоны влияния, но для обоих важно целеполагание и важна работа с людьми. Благодаря персональному peer-to-peer-общению они находили общие зоны влияния и создавали новые инструменты.
  • 06
    Неформальный тон и юмор в контенте
Легче запоминается контент, который имеет эмоциональную окраску, благодаря тому что сильная эмоция закрепляет в памяти саму ситуацию. Лаборатория когнитивной нейронауки и обучения доказала, что эмоциональное состояние влияет на запоминание информации.

Как часто респонденты используют неформальный тон и юмор в контенте программ:
  • Локотех
    У нас юмор работает как развлекательный фактор, но мы его редко используем из-за специфики целевой аудитории. Это серьезные сотрудники, которые ожидают традиционного, я бы даже сказала, сухого формата подачи материала. Для них это более привычно.
  • 07
    Микрообучение
Это формат получения знаний порционно, чтобы сразу можно было применять их на практике. Главные особенности «порций» контента (будь то текст, видео или аудио):
• конкретная идея и тема;
• конкретное решение одной задачи либо проблемы.

С помощью микрообучения человек может разобраться с конкретной ситуацией или изучить новое в максимально сжатые сроки. После изучения темы он понимает, в какой момент применить новое знание и для какой конкретной цели. Выполнение практик не занимает много времени.

Как часто используют микрообучение наши респонденты:
  • Х5
    Всё зависит от целевой аудитории. Линейному персоналу нужно микрообучение — короткие, быстрые ответы на рабочие вопросы. Картинки, карточки, видео, сториз.
    А вот для руководителей этот формат не подойдет точно.
  • Рожкова Анна
    Руководитель проектов обучения и развития сотрудников, UDS group
    Если мы используем микрообучение, то материал должен быть сфокусирован, чтобы сотрудник за одну единицу контента получил ключевую идею или смысл. Всё остальное — отсеиваем. Это очень большая работа, гораздо труднее, чем дать прочитать пять трактатов на тему теории менеджмента.
  • Дмитрий Платонов
    Руководитель Академии Kärcher
    Наши сотрудники активно учатся и постоянно повышают квалификацию за счет того, что большинство форматов — это микрообучение. Прохождение обучения — это в среднем 10–15 минут.

  • 08
    Персонализация обучения
Это адаптация процесса развития и подбор инструментов под запросы и интересы аудитории.

Когда сотрудник понимает, что обучающий контент ему интересен и актуален для его работы, он будет гораздо активнее включаться в обучение и выносить из него пользу. Если же сотрудник не понимает, зачем ему нужно проходить очередной курс, — не будет и результатов обучения.

Насколько популярна персонализация обучения среди наших респондентов:
  • Мария Церетели
    Руководитель группы Тинькофф
    Вовлеченность будет выше, если у сотрудника есть реальная цель для получения знаний в программе.
  • Елена Евстратова
    Начальник Центра Обучения Комус
    Наши сотрудники охотно выбирают дополнительные программы, напрямую не связанные с их моделью компетенций. Например, менеджеры по продажам очень любят темы, связанные с эмоциональным интеллектом, и всё, что связано с психологией.
  • Оксана Фетисова
    Директор по обучению и развитию VK
    Важно уметь отказываться от тех учебных элементов первоначальной программы, которые в силу контекста оказались не нужны.
  • 09
    Соревнования, рейтинги
Как часто используют респонденты соревновательный эффект для повышения вовлечения:
  • Кирилл Ширяев
    Руководитель отдела образовательных программ, Head of Kaspersky Academy
    Решения реальных кейсов, аудит ошибок, поиск решений в группах, бизнес-симуляции — от всего этого у сотрудников горят глаза. Они могут долго в кулуарах обсуждать, как было круто соревноваться друг с другом и вместе прийти к новому решению вопроса.
  • Наталья Успенская
    Руководитель центра обучения сотрудников блока розничного бизнеса
    По запросу бизнеса мы разработали игру для развития профессиональных компетенций, связанных с клиентским фокусом, переговорами, навыками презентации. Команды участников в течение недели по два часа в день проходили раунды игры, выполняли задания, проявляли себя. Проводили эту игру дважды и оба раза с высокой вовлеченностью. Одним из факторов, повлиявших на высокую вовлеченность, был именно формат игры, который создал контраст с рабочей атмосферой.
  • Юля Максина
    Основатель True Education
    В Тру формат-чемпион 2023 года — это кейс-чемпионат. Мы делим участников на команды и организуем онлайн-соревнование по решению кейсов. Участники сами присылают реальные рабочие ситуации. Команды решают кейсы, затем презентуют свои решения всем участникам (включаем обмен опытом!), а жюри оценивает и выбирает победителей.

    Один из чемпионатов в программе Тру продлился три часа, активность была максимальной. После основной части участники продолжили общение друг с другом в формате вопросов и ответов. Никто не хотел заканчивать!
  • 10
    Сторителлинг и персонажи
Истории с участием персонажей вызывают выработку у читателей окситоцина, который активирует работу зеркальных нейронов, согласно исследованию специалиста нейроэкономики Пола Зака. Когда мы наблюдаем за поступками других людей, у нас активируются те же зоны в коре головного мозга, что и при самостоятельном выполнении этих же действий.

Частота использования сторителлинга и персонажей в корпоративном обучении среди респондентов:
  • Тимофеева Татьяна
    Менеджер по обучению и развитию лидерских компетенций, Health & Nutrition
    В онлайн-обучении у нас есть формат коротких видео до двух минут. Мультяшный персонаж очень коротко объясняет тему, проходит по самому основному. Обратная связь на такое обучение очень хорошая. Коллеги регулярно пишут просьбы делать такое чаще.

Самые недооцененные инструменты вовлечения (которые работают!)

  • 01
    Перевернутый класс
Привычный нам формат класса выглядит так: группа слушает лектора, дома выполняет практические задания. В перевернутом классе всё наоборот: практические задания и решения сложных вопросов выполняются группой, в самостоятельное время учащиеся изучают лекции (видео, подкасты, текстовые материалы).

Эту модель обучения создали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс. В 2007 году они столкнулись с проблемой: как обеспечить лекциями учеников, которые часто пропускают занятия. Затем развили эту идею в новое образовательное направление.
Возможности «перевернутого класса» для корпоративного обучения:
  • 1
    Для полноценного объяснения темы может не хватать времени, сотрудники могут отвлекаться, не успевать за темпом эксперта или, наоборот, скучать.

    Формат «перевернутого класса», когда теория дается в формате видео/аудио с дополнительными текстовыми материалами, дает возможность изучать теорию в удобное время, в своем темпе, пересматривать непонятные моменты, делать паузы. Так новый материал усваивается легче.
  • 2
    Часто на практическую отработку заданий нужно выкраивать время в рабочем календаре. А практика гораздо важнее теории. Решение, которое предлагает «перевернутый формат», — в группе сотрудники выполняют практические задания. Они могут задавать вопросы, тут же получать ответы и комментарии эксперта.
  • 3
    Часто лекции — довольно однообразный формат. Эксперт рассказывает, сотрудники слушают, задают вопросы, делают конспекты (возможно!). На следующий день пробуют применить на практике, что-то не получается, но тему уже обсудили, как-то и возвращаться не хочется. Итог: знания получили, попробовали применить, но по-настоящему не «присвоили» — не нашли способ применения конкретно в своей работе.
  • 02
    Чат-боты
  • Александра Горбунова
    Лидер команды обучения офиса ВкусВилл
    Мы сейчас проводим исследование про использование чат-ботов для корпоративного обучения. Люди говорят, что им не хватает связи с человеком. Думаю, что функции в боте должны быть максимально и насколько это возможно персонализированы. То есть за ботом должен быть человек, который может поговорить с учащимся. Например, сотрудник в боте может выбрать «поговорить с куратором» и попасть в чат с ним, потому что боты не могут ответить на все вопросы.
  • Юля Максина
    Основатель True Education
    С точки зрения экономии ресурсов чат-боты — это находка. Они облегчают и сокращают затраты человеко-часов на рутинные процессы (например, напомнить каждому сотруднику сдать домашнее задание) и финансовые расходы: чат-бот собирается один раз, а используется сколько угодно.

    Мы в Тру стараемся создавать максимально человечных ботов. Они могут поддерживать, жаловаться, присылать мемы, хвалить, охать и ахать, у них есть свой уникальный характер, любимые фразочки и привычки. Да, с ним можно поговорить только по определенному сценарию, в отличие от живого куратора, но этот сценарий прописан максимально геймифицированно. После прохождения программ, где мы использовали чат-ботов, участники пишут обратную связь в формате «Мне так понравился (имя персонажа-бота), что я буду по нему скучать!».
  • 03
    Использование нейросетей, AR/VR-технологий
Нейросети помогают создавать контент, компилировать выводы из большого объема данных, транскрибировать аудио, рисовать иллюстрации — для создания образовательных программ это большая находка. Технологии дополненной реальности открывают возможности для обучения в формате имитации ситуаций.
  • Мария Михайлюк
    Директор Академии Альфа-Банка
    Мы делали несколько пилотов с использованием VR-технологии и голосовыми тренажерами. По итогам пилотов стали активно работать с голосовыми тренажерами.
  • Марина Шабанова
    Начальник управления департамента по обучению и развитию персонала, Fesco
    Менеджер одна за два месяца сделала 63 программы по охране труда и пожарной безопасности с помощью нейросетей. Они ей пишут контент и добавляют картинки, скорость очень хорошая. Плюс мы добавили VR-технологии. Например, для работы в замкнутых пространствах, там, где человек должен не просто знать технологию, но и чувствовать ее, чтобы не допустить пожаров и взрывов.
  • Юлия Стрелкова
    Заместитель директора Филиала ПАО «РусГидро» — «Корпоративный университет гидроэнергетики»
    Мы используем тренажеры для отработки навыков управления оборудованием на сложных производственных объектах. Сейчас активно внедряем VR-формат. Виртуальный интерьер очень похож на физический аналог гидроэлектростанции, обучающийся двигается по станции, может подойти к любому оборудованию и рассмотреть его, а также выполнить необходимое по сценарию заданию. Реалистичности придают слышимый шум оборудования, световая сигнализация, работающая рация — всё как в реальности. Виртуальная система обучения позволяет провести анализ действий — оптимальный ли был выбран путь решения задачи — и выдать подробный протокол по ошибкам.

Итоги: каким должно быть корпоративное обучение, чтобы вовлекать сотрудников

1
Вместо набора курсов — самообучающаяся среда
Корпоративное обучение выходит за рамки набора разовых назначаемых курсов для удовлетворения текущих потребностей в навыках. Сейчас обучение создает самообучающуюся среду, где каждый сотрудник находится в системе комплексного развития.
2
Обучение строится вокруг интересов и запросов сотрудников
Важно конструировать программы, не только исходя из запросов бизнеса, но и прислушиваясь к сами сотрудникам: чему они хотят научиться. Вместо предположений, что им зайдет, а что нет, — тестировать идеи. Сотрудники будут вовлекаться в обучение, когда будут понимать, зачем им новые навыки. Поэтому важно транслировать результаты, которые они получат после обучения.
3
Вовлекающее обучение включает в себя принципы:
  • Human-to-human — «от человека к человеку», чтобы стереть дистанцию между разными уровнями должностей и строить отношения, а не отгораживаться друг от друга.
  • Human touch, или «человеческое прикосновение», которое создает присутствие человека в автоматизированных программах.
  • Мультиформатность, интерактивность и современная подача материала, чтобы повысить вовлеченность на длинных дистанциях обучения и помочь сотрудникам лучше усвоить знания.
  • Практикоориентированность — теорию сразу же в дело. Чем больше связующих нитей между обучением и работой замечают обучающиеся, тем проще им применить новые инструменты.
4
Для вовлечения можно использовать разные инструменты
  • Микрообучение
  • Персонализация обучения
  • AR, VR
  • Неформальный тон и юмор в контенте
  • Современный стиль в дизайне материалов
  • Разнообразие форматов и механик обучения
  • Сторителлинг, персонажи
  • Этап целеполагания в начале обучения
  • Регулярная обратная связь
  • Соревнования, рейтинги
  • Призы в конце обучения
  • Создание контента самими участниками
  • Оценивание заданий участниками (P2P)
  • Групповая практика
  • Перевернутый класс
  • Наличие бадди (напарника по обучению)
  • Чат-боты
Важно помнить, что задача вовлечения — привлечь к обучению и помочь усвоить знания.

Вовлечь — вовлекли, а дальше что?

  • Мария Церетели
    Руководитель группы Тинькофф
    Вовлеченность — это история про то, что люди не только записались и начали обучаться, но и успешно завершили обучение.
Сегодня корпоративное обучение соревнуется за внимание сотрудников с социальными сетями, мессенджерами, стриминговыми платформами, сервисами просмотра видео, прослушивания аудио и мобильными приложениями.

Хорошая новость в том, что корпоративное обучение, как пылесос, вбирает в себя любые инструменты из разных сфер: маркетинга, IT, разработки сервисов, дизайна, ИИ и так далее. И благодаря этому оно может быть захватывающим.

В этом материале мы исследовали инструменты вовлеченности, которые существуют и работают в начале 2024 года. Ежедневно в разных сферах люди придумывают всё новые инструменты — почему бы не попробовать их в корпоративном развитии? Не останавливайтесь и экспериментируйте с инновациями и новыми подходами, чтобы обеспечивать не только вовлеченность, но и доходимость в корпоративных программах. Именно сейчас создается будущее корпоративного обучения.

Если хотите быть в курсе инноваций корпоративного образования, остаемся на связи!
Ваши провайдер корпоративного обучения True Education и платформа для самого эффективного развития сотрудников Kampus.
True Education — провайдер корпоративного обучения. Запускаем креативные образовательные проекты с масштабным продакшеном для Ростелекома, VK, МТС, Спортмастера, Касперского, М.Видео-Эльдорадо и других крупных компаний.
А еще можно записаться на экскурсию в Тру, где мы в игре проведем вас через форматы обучения, возможности методологии и работу с экспертизой, и вы узнаете, как мы создаем цеплляющее обучение.
Платформа Kampus — умный помощник HR-команды: избавит вас от рутины, оптимизирует бюджет и существенно повысит вовлеченность ваших сотрудников в обучение.
Платформа спроектирована по методологии #обучениенедлягалочки, автоматизирует все процессы адаптации и развития и экономит бюджет за счет встроенной базы знаний. Kampus входит в топ рейтинга HRTech-решений и реестр российского ПО, является резидентом Сколково. Среди клиентов: Самолет, СберСервис, Точка, X5 Group, Qiwi, ГазпромМедиа.