#статья

Как обучение клиентов влияет на бизнес-показатели

Более подробно о том, зачем вообще обучать клиентов, мы говорили в этой статье. Здесь же приводим доказательства эффективности обучения клиентов для бизнеса и объясняем, как добиться таких результатов
Американская консалтинговая компания Forrester пообщалась с 300 менеджерами из разных компаний США, где клиентов обучают пользоваться продуктами сервисов. Руководителей спросили, стоит ли оно того, и на основе ответов создали отчет, который и привлек наше внимание. Исследователи хотели узнать, как обучение клиентов (успешное и не очень) повлияло на прибыль и другие показатели бизнеса. Оказалось, что такой инструмент приносит ни много ни мало 6,2% к выручке. Девять из десяти опрошенных подтвердили, что инвестиции в обучение окупились, а каждый третий отметил, что прирост был значительным.
За этими цифрами стоит фундаментальный сдвиг в восприятии продукта, который и драйвит рост показателей.
Коротко напомним, почему компании создают обучающие программы:
  • Помочь клиентам быстрее разобраться в продукте и повысить доверие к бренду.
  • Сэкономить время — чтобы клиентам не пришлось часами копаться в разделе FAQ.
  • Сделать опыт использования максимально эффективным и таким же приятным, как распаковка коробочек с маркетплейса.
Когда клиенты полностью понимают возможности продукта, они:
  • активнее используют основные функции;
  • с легким сердцем решаются на покупку;
  • получают больше пользы от продукта;
  • доверяют бренду, который помогает им закрыть свои задачи не на словах, а на деле;
  • реже обращаются в поддержку;
  • чаще покупают дополнения;
  • создают сообщество лояльных пользователей и амбассадоров бренда;
  • легко принимают ценность новых фич.
Когда клиент с помощью обучения познал вкус первых побед от использования продукта на полной мощности, бизнесовые показатели складываются в такие показатели:
  • +6,2%
    Выручка
  • +7,4%
    Удержание клиентов
  • +7%
    Срок жизни клиента (LTV)
  • +11,6%
    Удовлетворенность
  • -6%
    Затраты на поддержку
Прибыль растет за счет и апселла, и перекрестных продаж, и сарафанного радио, и увеличенного срока жизни клиента. Обучение клиентов также положительно влияет на принятие продукта (product adoption) и увеличивает конверсию: потенциальные клиенты быстрее становятся покупателями, потому что обучение минимизирует time-to-value.
Помните, мы говорили, что обученные клиенты реже обращаются в поддержку? Когда люди сами разбираются в продукте не хуже менеджеров, вопросы отпадают сами собой. А если новичок всё же обратится — ему можно отправить ссылку на нужный урок, где ответ дается в доходчивой и интересной форме. Меньше головной боли для вашей команды, меньше время ожидания для клиента. Кстати, это еще и отличный способ снизить текучку в службе поддержки: людям проще работать, когда не приходится сто раз объяснять одно и то же и когда есть материал, на который можно опереться. Если ваш отдел заботы зарывается в потоке однообразных вопросов — образовательные программы могут стать для них глотком свежего воздуха.
Обучение клиентов — это также способ получить ценную обратную связь. Клиенты, которые пройдут обучение, помогут улучшить не только процесс обучения, но и сам продукт. На основе отзывов и предложений у вас будет больше возможностей сделать продукт максимально удобным и понятным.

У вас не будет этих результатов, если:

1
Нет стратегии и системы
Чаще всего компании обучают своих клиентов с помощью разрозненных статей, вебинаров, инструкций без крепкой методологической базы. Да, это лучше, чем ничего. Самые упорные пользователи найдут то, что им надо. Но системный подход работает лучше благодаря последовательности, целостности и измеримости. Обучение без системы напоминает строительство дома без проекта — и не спрашивайте потом, почему унитаз оказался на кухне. Forrester выяснил, что 35% компаний не имеют нормальных программ обучения и их выручка после запуска обучающих материалов растет всего на 0,5%. А у тех, кто подошел к делу серьезно, — скачок на 20,2%. Когда вы делаете обучение не для галочки, а вкладываетесь в продуманную систему, клиенты чувствуют эту разницу. И выбирают вас, а не конкурентов, которые экономят на комфорте пользователей.
2
Скучно
В исследовании приводят пример, как разбитие 90-минутного курса на 5−10-минутные модули повысило вовлеченность на целых 40% — а ведь это еще цветочки. Мы в Тру практикуем повышение NPS до 90%, потому что умеем превратить даже самую сложную и нудную тему в увлекательное путешествие с помощью современных механик вовлечения и привлекательной упаковки. Забудьте про просто «информативные» курсы, обучение может и должно быть нескучным. Оно должно влюблять и не отпускать, как хороший сериал, до последнего эпизода. Ваши клиенты заслуживают обучение с драйвом боевика, юмором ситкома и философией фильмов Тарковского. И мы настойчиво рекомендуем не игнорировать влияние «обложки». Сюда входят и дизайн, и необычные концепции со сторителлингом, и запоминающиеся форматы (игры, курсы-комиксы, марафоны). Креативный подход выделяет ваше обучение среди прочих, создает эмоциональную связь с клиентами и значительно повышает вовлеченность.
У нас есть кейсы, когда мы создавали «хардовые» курсы, которые хочется пройти до конца, несмотря на весь хардкор тематики. Результативность такого обучения растет в несколько раз. В компаниях, внедривших подобное обучение, 23% клиентов проходят углубленные курсы против 8% у тех, кто создает обучение по старинке, то есть без искры.
Зачем делать так, когда можно вот так:
3
Нет кастдева
Вы не знаете, кого обучаете. Всё обучение построено на гипотезах о ваших пользователях без фактических доказательств. В итоге контент нерелевантен и обучение не закрывает реальные задачи клиентов — скорее, действует как подорожник на огнестрельном ранении. Глубокий анализ помогает закрыть не только боли, но и радости пользователей. Например, Авито Путешествия провели качественное исследование своих клиентов и докопались до того, что реально болело у пользователей сервиса. В результате курс от Тру о тонкостях посуточной аренды для арендодателей помог клиентам вывести свой бизнес на новый уровень — и всё это в компании очаровательной Монстеры. Кстати, это тот редкий случай, когда вы можете познакомиться с нашим конечным продуктом: курс в открытом доступе!
4
Обучение делается «на коленке»
Большинство организаций используют внутренние ресурсы для создания клиентского обучения. Компании с низкими результатами обучения реже привлекают внешних экспертов (43% против 63% компаний с высокими результатами). 82% менеджеров признались, что привлечение внешних специалистов сыграло решающую роль в успехе программ обучения. Профессионалы экономят время, приносят свежий взгляд, проверенные методики и знают, как сделать контент, который действительно будет пользоваться спросом. Шансы получить реальную отдачу от такого обучения вырастают в два раза.
5
Результаты не измеряются
Чтобы убедиться в успешности программы, важно изначально продумать, какие метрики будут показателями успеха. Важно собирать данные, проводить анализ и вносить изменения, чтобы постоянно улучшать эти показатели. Без аналитики и постановки четких целей вы будете продвигаться вперед на ощупь. Начните с простого: определите 2−3 ключевых показателя и наблюдайте за ними. Тогда любое улучшение будет не случайностью, а закономерным результатом.

Что в итоге?

Обучение клиентов увеличивает прибыль, снижает затраты и создает лояльное комьюнити. Оно же помогает привлекать новых клиентов и удерживать пользователей. Важно только делать это осознанно (с метриками и анализом), профессионально и ярко, чтобы клиенты получали не только знания, но и увлекательный учебный опыт. Если подойти к делу с умом и креативом, то результат порадует и вас, и вашего клиента.
«доучились»
следи за нами
контакты
Познакомиться с нами ближе можно в телеграм-канале «Доучились»
Подписаться
Послушать выпуски подкаста здесь
послушать
Вы хотели бы получать письма от Тру?
да