Хрупкий баланс между человеком и бизнесом: диалог с HR-директором о том, как сохранять человечность в мире процессов и регламентов

#трушифровка
Что делать, когда корпоративные стандарты сталкиваются с запросом на человеческое взаимодействие, можно ли считать эмпатичного лидера слабым и как увольнять сотрудника с уважением
Это True Education с #трушифровкой — рубрикой, где мы делимся главным из подкаста «Трулала» про обучение и развитие.

Сейчас человечность в бизнесе не просто тренд, а необходимость. В условиях дефицита кадров и смены поколений компаниям стало важно находить баланс между эффективностью и эмпатией.

Как это сделать, когда есть рамки в виде процессов, а достижение бизнес-показателей по-прежнему в приоритете?

Продуктовый директор True Education Марина Войтович и ex-HRD ПО «Овен» и ex-T&D-lead «Монэкс трейдинг» Валентина Миронова обсудили, как трансформировать HR-процессы, чтобы в них оставалось место для эмпатии и человечности.
Послушать полный выпуск:
Телеграм
MAve
Яндекс музыка

Как искать баланс в реалиях российского рынка

На российском рынке существует микс компаний с разными культурами. Часть компаний — с традиционным подходом, где HR — это просто «кадры», а среди руководителей преобладает авторитарный стиль управления. Еще часть — адепты современных практик и западных стандартов с человекоцентричным подходом.
Возникает парадокс. В компаниях с авторитарной культурой отношения часто более честные и даже душевные, но при этом менее профессиональные и экологичные. Здесь нет понятия корректной обратной связи, но принято громко заявлять о недовольстве или открыто не соглашаться с несправедливой нагрузкой.
И наоборот: в компаниях с западными стандартами есть система регулярного внимания к сотрудникам (оценка 360, встречи 1:1), но она часто перерастает в контроль. Люди начинают чувствовать давление, закрываться, замалчивать обиды и выгорать.
Идеальный баланс находится на стыке: компаниям важно создать «скелет» — прозрачные требования, регламенты и ритм отчетности — и добавить воздуха и человечности в общение.

Эмпатия и требовательность: как совмещать?

В поиске баланса неизбежно возникает вопрос: может ли лидер оставаться другом для сотрудников, сохраняя необходимую требовательность? У каждого бывают личные ситуации, но закрывать задачи все-таки нужно.
К тому же есть распространенное заблуждение, что эмпатичный лидер — это слабый лидер. Оно особенно часто встречается в культурах с авторитарным стилем управления.
На самом деле жесткость и требовательный тон — далеко не самые важные качества лидера. В приоритете — ясность выражения мыслей и умение правильно ставить задачу.
  • Валентина Миронова
    Ex-HRD ПО «Овен» и ex-T&D-lead «Монэкс трейдинг»
    Лидер может быть требовательным просто за счет умения фиксировать требования. Важно, чтобы у подчиненных был позитивный опыт обращения к руководителю с вопросами. Это работает лучше, чем накричать и оставить сотрудников разбираться с проблемой один на один.
  • Марина Войтович
    Продуктовый директор True Education
    Культ авторитарного лидера корнями уходит в нетребовательность к себе. То есть если я как руководитель не в состоянии достичь ясности и понятным языком объяснить своим сотрудникам, чего я от них жду, то я позволяю себе орать.

Когда эмпатия помогает, а когда мешает?

И все-таки, эмпатия — это сила лидера или его слабость? Разберемся, что показывает практика.
  • Эмпатия заряжает
    Когда ты эмоционально вовлечен, ты чувствуешь момент отдачи — видишь, как человек откликается на твое участие, улыбается, говорит что-то доброе, возвращается к тебе снова. Это подпитывает обе стороны.
  • Эмпатия помогает увидеть то, что не выражено словами
    С ее помощью легче опрозрачить причины сложностей или внутреннее состояние — например, понять, почему сотрудник не справляется с задачами.
  • Эмпатия помогает вести диалог о развитии
    Бывает, сотрудник приходит с запросом на прибавку к зарплате — но HR или руководитель понимает, что сейчас сотрудник не готов к повышению или на это просто нет бюджета.

    Эмпатия помогает найти настоящую потребность человека, которая может быть скрыта за запросом на деньги.
  • Валентина Миронова
    Ex-HRD ПО «Овен» и ex-T&D-lead «Монэкс трейдинг»
    Например, сотрудник говорит: «Я хочу зарплату на 20 тысяч больше». Я понимаю, что у бизнеса сейчас нет ресурса на повышение и нужно искать баланс интересов. Помогает вопрос: «А что кроме денег для тебя важно?» Тогда человек открывает для себя, что ему на самом деле ценно — например, интересные задачи или дружелюбная команда. По итогу может получиться так, что человек не готов потерять то, что имеет сейчас, ради нового места с большей зарплатой.
  • Марина Войтович
    Продуктовый директор True Education
    Даже если человек получит прибавку и его финансовые ожидания закроются, внутренний запрос может остаться. Он получил больше денег — но его скрытая потребность в признании или похвале так и осталась незакрытой. Получается, сотрудник продал за деньги возможность реализовать другие свои потребности.
Но у эмпатии есть и обратная сторона — перегрузка. Эмпатичный человек получает слишком много информации и не всегда может ее переработать.
В этом случае помогут упражнения для эмоциональной разгрузки. Например, ограничить визуальные стимулы по вечерам, уделять время себе или устраивать дни без встреч и созвонов.

Можно ли эмпатично уволить человека?

Увольнение — это всегда больно, но его можно сделать точкой взаимного интереса и перезапуска для сотрудника, который на текущем месте неэффективен.
Причины для увольнения могут быть разными: сотрудник не держит темп или у него изменились личные цели (которые он может пока не осознавать). Роль HR или руководителя в этом случае — помочь сотруднику опрозрачить эти внутренние ориентиры и синхронизировать их с целями компании.
  • Валентина Миронова
    Ex-HRD ПО «Овен» и ex-T&D-lead «Монэкс трейдинг»
    Есть хорошая цитата у Чака Паланика: «Человека иногда нужно грохнуть, чтобы его перезагрузить».

Одна из методик, которые помогают «подготовить» обе стороны к увольнению, — это performance improvement plan. Она включает несколько этапов:

  • Расследование
    Руководитель проверяет, не влияют ли на эффективность внешние факторы (например, противоречивые задачи или нехватка ресурсов).
  • Обратная связь
    Сотрудника приглашают на встречу, где признают его заслуги, но четко формулируют несоответствие требованиям и критичность этих задач для целей компании.
  • Контрольная точка (две недели)
    Дается время для изменений. Если через две недели результата нет, назначают дату увольнения. Если есть частичные улучшения, дают еще один шанс и назначают вторую контрольную точку, по итогу которой принимается решение.
Главная причина конфликтных увольнений — непрозрачность, когда решение звучит как гром среди ясного неба. Подобная методика гарантирует, что сотрудник знает, за что и почему его увольняют, и чувствует, что процесс был справедливым.

Эмпатичный чек-аут

Подумайте, от какой работы вы бы хотели себя экологично «уволить»? Какие задачи максимально расходятся с вашими интересами или ценностями?
Еще кое-что по теме
«На линии эмпатии»: как научить эмпатичному общению сотрудников службы поддержки Купера
Читать
Кейс
«Встретились, поговорили»: курс по коммуникациям в команде
читать
Кейс
«доучились»
следи за нами
контакты
Познакомиться с нами ближе можно в телеграм-канале «Доучились»
Подписаться
Послушать выпуски подкаста здесь
послушать
Вы хотели бы получать письма от Тру?
да