Бизнес-марафон для HiPo-сотрудников «Бюро инициатив»: строим мосты в коммуникациях двух культур

После объединения двух офисов с противоположными культурами компания столкнулась с трудностями в коммуникации. Тру разработали бизнес-марафон, чтобы помочь сотрудникам объединиться в решении общих проблем.
  • провели кастдевы и выявили ключевые проблемы (неэкологичная коммуникация и неэффективное кросс-функциональное взаимодействие);
  • погрузили участников в систему управления проектами micro.P3.express;
  • организовали серию встреч по разработке проектов с экспертом-фасилитатором;
  • разработали контент для телеграм-канала в формате карточек и шортридов;
  • записали три выпуска подкаста, который стал виральным среди сотрудников;
  • помогли участникам повысить навыки работы с обратной связью и проектного управления.
Кейс кратко
О чём кейс: провели бизнес-марафон «Бюро инициатив» для HiPo-сотрудников (от англ. high potential — сотрудники с высоким потенциалом), где участники из двух офисов совместно разрабатывали решения актуальных ценностных противоречий.
О чём кейс
Что сделали

Общий контекст

Компания из сферы автомобильной промышленности взяла курс на взращивание внутренних талантов по системе HiPo (название озвучивать не можем — NDA).

Проблема в том, что атмосфера внутри достаточно напряженная: объединились два больших офиса — столичный и региональный:
  • столичный — с гибкой и открытой культурой;
  • региональный — с консервативной.

Коммуникация страдает: в письмах мелькает громкое «СРОЧНО!», а в общении проскальзывают токсичные фразы в духе «они что там думают, у нас принтеров нет?».
  • Марина Войтович
    продуктовый директор Тру
    Совместно с клиентом мы понимали, что дело не только в коммуникации. Проблема напряженной обстановки лежит не в плоскости неумения сотрудников общаться экологично друг с другом, а в противоборстве разных культурных подходов и нежелании что-то менять.

    Мы разработали системный подход: создать пространство, где сотрудники смогут сплотиться и найти точки согласия, чтобы решить общие ценностные противоречия.
Этим пространством стало Бюро инициатив — площадка, где участникам предстояло объединиться в разнородные команды, разработать решение общей проблемы и освоить новые подходы к совместной деятельности.

Выбрали формат бизнес-марафона — емкого и практикоориентированного интенсива на четыре недели.
Задачи Бюро инициатив:
  • снять напряжение между офисами и городами, объединив сотрудников против «одного врага» — общих ценностных противоречий;
  • показать ценность экологичной коммуникации в работе;
  • заложить вектор на гибкость компании, начиная с потенциального кадрового резерва;
  • развить кросс-функциональное взаимодействие между офисами и городами.

Исследование аудитории

Начали с кастдевов, чтобы узнать актуальные проблемы аудитории. Пригласили представителей разных офисов, отделов, стилей коммуникации и гендеров.

Проанализировали ответы и выделили ключевые проблемы, которые встречаются в обоих офисах:
Неэффективные коммуникации

  • нет культуры обратной связи (обратной связи нет вообще или дается неэкологично);
  • нет контакта с другими отделами;
  • долгие и часто безрезультатные совещания.
Сложности кросс-функционального взаимодействия

  • непонятно, кто за что отвечает (в компании есть справочник, но информация в нём неактуальная или неполная);
  • долгие согласования.
Эти боли легли в основу программы бизнес-марафона. Главной целью стало заложить фундамент для выстраивания экологичных коммуникаций и налаживания кросс-функционального взаимодействия.

В ходе марафона участники:
  • в группах разрабатывали проекты на синхронных встречах с экспертом-фасилитатором;
  • изучали теоретический контент в телеграм-канале.

Групповая работа над проектами: как проходили синхронные встречи

Участники разрабатывали проекты по методологии минималистичного проектного управления Micro.P3.express. Про основы подхода участникам рассказал консультант и эксперт в области обучения Евгений Комиссаров. Евгений — наш старый знакомый: мы работали вместе в проекте для Спортмастера «Встретились, поговорили!». Его экспертиза в проектной деятельности как раз подходила под специфику программы.

Группы встречались каждую неделю и пошагово разрабатывали проекты под руководством эксперта-фасилитатора Марии Рыкиной. Всего было три встречи.
Для групповой работы выбрали онлайн-доску Холст (аналог Miro). Каждая встреча проходила по заданному фрейму: фасилитатор помогал участникам логически двигаться по этапам разработки проекта.
  • Мария Рыкина
    старший преподаватель ВШЭ, фасилитатор Бюро инициатив
    Одним из главных итогов онлайн-встреч стало то, что участники обрели друг в друге опору и осознали, что они не одни. Независимо от расстояния, должности и географического положения — проблемы у всех общие. Вместе найти решение гораздо проще, чем в одиночку.
Участники делятся инсайтами в конце первой синхронной встречи
Вот какие проекты разработали участники:

  • Памятка по управлению распределенной командой;
  • Правила использования корпоративных каналов коммуникаций;
  • Правила эффективной деловой письменной коммуникации: «Как формулировать запросы смежным подразделениям и как давать обратную связь»;
  • Проект «Как эффективно выстраивать горизонтальные коммуникации с коллегами»;
  • Проект «Карточка дирекции».

Для своих проектов участники определили целевую аудиторию и её боли, составили драфт и предложили шаги по внедрению.

Телеграм-канал: теория в карточках, кейсы и виральный подкаст

Формат марафона требует максимально быстрого доступа к материалам и новостям курса. Подходящей площадкой оказался телеграм-канал: там удобно общаться и изучать поддерживающий контент.

Теорию мы публиковали в формате карточек и шорт-ридов. Делали акцент на кратких рекомендациях, чтобы участники могли сразу взять их в работу и быстро увидеть результат.
Для отработки навыков мы публиковали кейсы, в которые зашивали частые проблемы из рабочей жизни участников. Это давало возможность развивать вариативность мышления, тестировать разные стратегии и видеть последствия своих решений. Мы выделяли неделю на работу с кейсом, а после публиковали разбор ответов и комментировали лучшие решения.
Гвоздем программы стал подкаст с искрометным названием, которым мы не можем поделиться из-за NDA ☹️ Двое инициативных коллег из обоих офисов встретились, чтобы поговорить о проблемах в коммуникациях и найти точки пересечения, которые помогут офисам объединиться.

Опубликовали три выпуска, каждый посвящен отдельной проблеме — коммуникация, решение конфликтов и адаптация к изменениям.

Идея показалась участникам свежей и интересной — по итогу подкаст стал вирусным и вышел за пределы марафона.
Люди отправляли записи коллегам, поддерживали ведущих реакциями и делились позитивными комментариями.

Фирменный стиль: отсылка к объединению двух культур

Экологичная коммуникация, взаимодействие разных отделов, объединение двух культур — этими смыслами был наполнен не только учебный контент, но и весь фирменный стиль марафона.
  • Дарья Баранова
    ведущий дизайнер Тру
    Основной визуальный прием в иллюстрациях — наложение и пересечение фигур, комбинации фирменных цветов. Это символизирует коллаборацию, где коммуникация, взаимодействие двух миров (людей, идей, команд) приводит к созданию нового уникального результата.

    Пунктирные линии как дополнительный элемент символизируют связи между командами, пути поиска решения проблемы и сам процесс работы.

    В этом и есть суть Бюро инициатив: объединить два центра компании и изменить восприятие с «Мы здесь, а они там, совсем другие» на «Мы разные, но одна команда, с общими целями и ценностями».

Итоги обучения

В конце мы провели выпускной, где каждая группа презентовала свои проекты. На встречу позвали руководительницу программы, которая поделилась с участниками обратной связью об их проектах и помогла определить следующие шаги для внедрения идей в жизнь.
Как измеряли результат
1
Оценили точку А и В. В начале и конце программы мы отправили участникам чек-лист компетенций, по которому они оценили свои навыки коммуникации и проектной работы. К концу обучения выросли средние оценки по трем компетенциям:
Управление проектами
Навыки обратной связи
Управление конфликтами и рисками
2
Собрали обратную связь от участников. Получили положительные отзывы про программу в целом и отдельные форматы.
  • Марафон отличный, было интересно поработать в команде с коллегами и узнать новую информацию о планировании и ведении проекта. Это определенно можно начать использовать в работе. Плюс очень понравились задачки в канале о решении конфликтных ситуаций, во время поиска решения учишься смотреть на конфликт с разных ракурсов.
  • Очень понравились задания в канале (кейсы), где подробно разбирались конкретные ситуации и как в таких случаях себя вести.
  • Благодарю организаторов и тренеров! Стоит отметить разнообразный формат подачи информации: были видео, аудио и тексты, холсты и презентации. Очень креативно, были задействованы все чувства восприятия, чтобы точно у всех осталось на подкорке.
  • Предлагаю подкасты сделать постоянной формой, типа дайджестов, не привязываюсь к обучению.
Какой эффект оказала программа на поведение участников — делится клиент.
  • Клиент Тру
    Результат работы над проектам выражается на уровне осознания и смены поведенческой парадигмы.

    В компании не было распространено проявление инициативы и продвижение своих идей выше уровня команды. Тем ценнее в такой культуре был марафон как один из первых кирпичиков в формировании более эффективной и проактивной кросс-функциональной коммуникации. Когда участники понимают, что проблемы общие, а их инициатива в решении проблем приветствуется и поддерживается, они могут объединиться и действительно начать улучшать жизнь компании.

Команда:

  • Марина Войтович
    Продуктовый директор
  • Инна Подгорная
    Продуктолог
  • Анастасия Бочарникова
    Проджект
  • Александр Гридасов
    Главред
  • Татьяна Крючкова
    Методолог
  • Дарья Баранова
    Ведущий дизайнер
  • Алина Малиновская
    Автор
  • Михаил Курбанмамедов
    Дизайнер
  • Полина Малашина
    Корректор
Как вам кейс?
Еще кое-что по теме:
«Встретились, поговорили»: курс по коммуникациям в команде
смотреть
Кейс
Кейс курса для МТС «Давай поговорим»
смотреть
Кейс
Экскурсия по жилому комплексу «Ценностный»: как интересно и доходчиво рассказать сотрудникам о корпоративных ценностях
смотреть
Кейс
«доучились»
следи за нами
контакты
Познакомиться с нами ближе можно в телеграм-канале «Доучились»
Подписаться
Послушать выпуски подкаста здесь
послушать
Вы хотели бы получать письма от Тру?
да